Подготовка учителя и учащихся к уроку

Страница 1

Успешное проведение урока и достижение поставленных целей во многом определяется согласованной деятельностью учителя и учащихся, которая в свою очередь зависит от подготовки их к уроку. Тщательная подготовка к уроку особенно необходима для молодых учителей, не имеющих достаточного опыта педагогической работы.

В подготовке учителя к уроку различают два этапа: предварительный и непосредственный. Предварительная подготовка к уроку состоит в изучении учителем специальной, педагогической и методической литературы, в тщательном ознакомлении с содержанием и требованиями учебной программы по своему предмету и объяснительной запиской к ней, с учебниками и учебными пособиями, с опытом работы других учителей, в анализе личного опыта в предшествовавшие периоды, в определении места данного урока в системе уроков по разделу или теме программы, в тематическом планировании. Учителю необходимо также познакомиться с программами и учебниками по смежным предметам и по своему предмету в младших и старших классах.

Перед началом учебного года учитель распределяет во времени изучение всех тем программы, устанавливая соответствующие календарные сроки с учетом количества недельных часов, отводимых учебным планом на изучение данного предмета, и расписания учебных занятий Размеченная таким образом программа служит для учителя календарным планом работы по предмету, помогая ему контролировать сроки прохождения отдельных разделов программы, с тем чтобы из бежать излишней поспешности и не допускать отставания в изучении материала:

В методических журналах учителям рекомендуется тематическое планирование учебной работы по предмету При этом определяется тема каждого урока содержание и основные виды работ, выполняемых на уроке Признано нецелесообразным устанавливать обязательную и единую для всех форму тематического плана, так как она зависит от специфики учебных предметов и особенностей системы работы учителя.

Непосредственная подготовка учителя к уроку заключается в конкретизации тематического планирования применительно к каждому уроку, продумывании и составлении планов отдельных уроков, отборе и проверке необходимых пособий и оборудования. План урока (иногда его называют рабочим планом урока в отличие от тематического плана) необходим для каждого учителя. Различается обычно только его объем от подробного конспекта у начинающего учителя (студенты-практиканты для своих первых уроков составляют подробный конспект с указанием детального содержания и описанием хода урока и всех своих действий) до краткого и сжатого плана у опытных учителей. Подробный план свидетельствует о продуманности учителем всех деталей предстоящего урока. Нельзя согласиться с мнением некоторых учителей, что обращение к плану во время урока может отрицательно влиять на авторитет их у учащихся. Как раз наоборот: учитель своим примером должен учить детей работать по плану.

План урока составляется в произвольной форме, однако в нем должны найти отражение следующие элементы:

дата проведения урока и его номер по тематическому плану;

название темы урока и класса, в котором он проводится;

задачи образования, воспитания и развития школьников;

структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;

содержание учебного материала;

методы и приемы работы учителя и учащихся в каждой части урока;

учебное оборудование, необходимое для проведения урока, включая наглядные и технические средства обучения;

задание на дом.

Составляя план урока, учитель исходит из тематического планирования, определяет место и роль данного урока как структурной единицы в общей системе уроков. При отборе содержания урока учитываются требования учебной программы по предмету, обращается особое внимание на его идейную, научно-теоретическую и мировоззренческую направленность, логическую последовательность и дозировку, с тем чтобы не перегружать урок и вместе с тем обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, умений и навыков.

Не менее важно определить методы и приемы обучения на каждом этапе урока, характер познавательной деятельности учащихся (репродуктивной и поисковой), сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы учеников на уроке, отобрать и подготовить необходимый дидактический материал, эксперименты, наглядные и технические средства обучения. Вся эта работа проводится с учетом реализации принципов обучения, цементирующих и определяющих все компоненты урока. При подготовке к предстоящему уроку следует проанализировать предыдущие уроки, проведенные в данном классе, чтобы предусмотреть меры по устранению обнаруженных недостатков и недоработок.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Функции воспитательной работы классного руководителя
Классный руководитель выполняет несколько функций: – аналитико-прогнастическую; – организационно-координирующую; – коммуникативную; – контрольную. Аналитико-прогнастическая функция включает в себя: – изучение и анализ индивидуальных особенностей учащихся с помощью психолога (как правило, определяет ...

Экономическая эффективность применения интерактивных методов обучения
Как мы уже упоминали, эффективность – это сложная экономическая категория. В ней отражается одна из важнейших сторон функционирования общественного производства – результативность. Мы выделили как экономическую так и социальную эффективность. И тот и другой вид эффективности определяется набором оп ...

Дидактические аспекты формирования мотивации в процессе обучения
Базой исследования является Государственный политехнический колледж города Астаны. Данный колледж - одно из крупнейших технических учебных заведений профессионального образования страны. Колледж образован в 1994 году в период реформирования системы образования и создан на базе расформированных техн ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru