Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста в норме

Статьи об образовании » Особенности развития мелкой моторики у детей младшего возраста с нарушением речи » Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста в норме

Страница 1

Период раннего детства (от самого рождения до 3 лет) является благоприятным и решающим для развития речи. Тот речевой багаж, который ребенок получил в этом возрасте, во многом будет определять его дальнейшее интеллектуальное развитие и становление личности.

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное — значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное — значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени.

Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно растет мозг ребенка и формируются его функции. Физиологам известно, что функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда. «Для речи, — пишет проф. М.М. Кольцова, — таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное».

Развитие речи ребенка в раннем детстве идет по двум основным линиям: с одной стороны, совершенствуется понимание речи взрослых, с другой формируется собственная активная речь. Что касается понимания, то специалисты считают, что уже после 6 месяцев ребенок начинает понимать речь и устанавливает связь между словом и предметом, словом и действием. Резкий скачок в развитии понимания происходит в период между годом и полутора годами. Поэтому обратите внимание на то, как ребенок реагирует на ваши слова: понимает ли он вас, когда вы просите его найти ту или иную игрушку, посмотреть на кого-либо, принести тот или иной предмет. Может ли он вместе с вами выполнить ваши указания, понимает ли объяснения, можете ли вы с ним договориться? После 2 лет ребенок должен уже в полном объеме понимать все слова взрослых, связанные с окружающими предметами.

Что касается произношения, то его уровень принято определять тем количеством слов, которые ребенок активно использует в своей речи в определенном возрасте. Специалисты считают, что в норме:

в год ребенок имеет в своем запасе 4 слова;

в 1,5 года количество этих слов увеличивается до 20—30;

в 2 года количество возрастает до 300 слов!

При этом в период от года до двух лет ребенок в основном использует однословные предложения: «Дай», «Пить», «Мама», «Бо-бо» и так далее . К двум годам он переходит на двухсловные предложения.

При определении задержки или недоразвития речи у ребенка необходимо, конечно, опираться на возрастные нормы и учитывать их, но в то же время важно обращать внимание на индивидуальные особенности развития. Дело в том, что в период раннего детства развитие идет резкими скачками: сегодня ребенок что-то не делает, а завтра вдруг начинает активно использовать новый навык в жизни. Например, еще вчера малыш лишь ползал, мог встать при поддержке взрослого и сделать всего несколько шагов. А сегодня он вдруг отпускает вашу руку и идет самостоятельно. Многое в этом возрасте ребенок начинает делать одномоментно, и взрослым бывает трудно уловить тот момент, когда он оказывается готов к реализации своих возможностей.

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Описание и оценка эффективности методов диагностики вербальной агрессии школьников
Визуальное наблюдение с вербальной регистрацией Визуальное наблюдение с вербальной регистрацией - метод сбора информации путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех элементов поведения ребенка в соответствии с целью и задачами исследования. По классификации Р. Бэрона и Д. Ричардсон ...

Диагностика уровня сформированности бережливости у детей младшего школьного возраста
Исходя из того, что наиболее эффективным способом получения информации о количественных изменениях показателя деятельности и поведения объекта в результате воздействия на него управляемых и контролируемых фактов, является педагогический эксперимент, был применен этот метод. Целью опытно - исследова ...

Педагогика в России в ХХ веке
В послереволюционной России строительство системы школьного образования шло в течение почти десятилетия. С развитием общества все больше и больше государству требовалось умных людей. А для этого с самого раннего возраста детей всех слоев общества следовало обучать и давать те знания, которые требов ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru