Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста в норме

Статьи об образовании » Особенности развития мелкой моторики у детей младшего возраста с нарушением речи » Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста в норме

Страница 4

Характер общения взрослых с детьми различного возраста должен изменяться. Для вызывания первых голосовых реакций у детей первых месяцев жизни достаточно одного эмоционального положительного общения – ласковой интонации, улыбки. Позднее наиболее эффективным становится общение на основе совместной деятельности. Наибольшее значение для детей имеет общение с ребенком в процессе его игровой деятельности, при восприятии окружающих явлений, а затем и наблюдении за ними.

Существенное значение имеет также и общение воспитателя с ребенком во время таких жизненно важных процессов, как кормление, укладывание спать, одевание. Частая повторяемость этих процессов, разнообразие и обилие предметов, с которыми ребенок сталкивается в это время, неизбежность (и необходимость) при этом непосредственного контакта со взрослыми – все это создает благоприятную основу для развития речи.

Однако даже такого частого общения в процессе естественных взаимоотношений в условиях детского сада для развития речи недостаточно. Среди мероприятий по развитию речи в детском учреждении большой удельный вес приобретают специальные занятия, которые при правильном и систематическом их проведении способствуют развитию всех сторон речи. Разные стороны речи развиваются в разные периоды неравномерно и в большой степени зависят от индивидуальных особенностей, однако только при своевременном и полноценном для каждого возрастного периода уровне развития всех сторон можно достичь оптимального уровня развития речи к трем годам.

Большое положительное влияние на развитие речи оказывает также общение детей между собой, возникающее уже в пределах раннего детства, особенно общение детей более старших с младшими. Взаимообщение детей между собой начинает положительно влиять на развитие речи младших с того периода, когда младшие научаются сравнительно хорошо воспроизводить слышимые звуки, слова.

Таким образом, для своевременного и полноценного развития речи в условиях детских учреждений необходимо учесть все перечисленные факторы, а особенно:

Обогащение чувственного опыта в правильном сочетании его со словесным сопровождением;

Установление частого эмоционально-положительного контакта, преимущественно индивидуального взаимообщения воспитателя с детьми и детей между собой;

Создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности.

дети дошкольный речь моторика

Ориентировочные показатели оптимального хода развития речи детей от 1 года до 3 лет (разработаны Н.М. Аксариной и Н.Ф. Ладыгиной)

Возраст

Понимание речи

Активная речь

Подражание звукам и словам

Объем словаря

Грамматический строй речи

Пользование речью

К 1 году

Понимает без помощи жестов название нескольких заученных имен окружающих, названий предметов и действий

Легко подражает знакомым слогам, произносимым взрослым. Можно вызвать подражание и новым элементарным звукосочетаниям

Произносит несколько слов (в пределах 10) осмысленно, т.е. обозначая ими определенные лица, предметы, действия

Грамматический строй речи пока не сформирован

Много лепечет, будучи в хорошем состоянии или выражая просьбу. Лепет эмоционально выразителен

От 1 года до

1г 6 мес

Запас понимаемых слов быстро растет, легко устанавливается связь между предметами, действиями и их словесным обозначением. Понимает название многих часто называемых окружающих лиц, предметов, действий. Выполняет сначала простые, а потом и более сложные словесные поручения

Легко подражает часто слышимым звукосочетаниям. Характерна игра-подражание речи взрослых в форме лепета («монологи»)

Запас слов около 30-40. Слова начинают приобретать обобщенный характер. Много облегченных слов (би-би, ту-ту). Задает вопрос Что это? Словарь состоит в основном из имен существительных и глаголов

Говорит отдельными словами, имеющими значение предложений. В конце периода появляются двухсловные предложения

Продолжает много лепетать, эмоционально общаясь со взрослыми и во время своей деятельности. Словами пользуется в основном общаясь с близкими людьми в момент сильной заинтересованности, удивления, радости. Отдельные слова и предложения дополняются эмоционально выразительными жестами, мимикой, интонацией.

От

1г 6мес до 2 лет

Понимает смысл целых предложений-высказываний о событиях и явлениях, часто повторяющихся в личном опыте ребенка. Словом можно изменить состояние ребенка, разнообразить его действия

Легко повторяет произносимые окружающими взрослыми слова и простые фразы

Запас употребляемых слов быстро растет, к концу периода – до 300 слов. Облегченные слова заменяются правильными. Появляются прилагательные и местоимения

Начинает употреблять простые 2-3-х словные предложения, к 2 годам – 4-5-словные. В словах появляются грамматические изменения

Речь становится средством общения со взрослыми. Просьба, желание, впечатления передаются словами. Много говорит во время игры и других действий. Речь эмоционально выразительна

От 2 лет до

2л 6мес

Идет дальнейшее развитие понимания содержания речи окружающих. С ребенком можно говорить не только о событиях, явлениях, воспринимаемых в данный момент, но и о прошлых и будущих. Но для такого понимания речи окружающих необходимо, чтобы то, о чем говорят, уже было в предшествующем опыте ребенка. Увеличивается роль слова взрослого как средства воспитания

Легко повторяет фразы, короткие стихи

Словарь продолжает быстро расти. Услышанные незнакомые слова и целые фразы быстро усваиваются. Появляются вопросы Где? Почему? Куда?

Предложения становятся многословными, появляются сложные предложения, хотя и не всегда грамматически правильные. Начинается употребление союзов и предлогов

Речь становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми. Много говорит по самым различным поводам, инициативно и в ответ. При соответствующей ситуации словом может заранее определять свои действия и намерения

От

2л 6мес

до 3 лет

Может понимать смысл речи взрослого о событиях и явлениях, не бывших непосредственно в его личном опыте, но отдельные элементы которых ранее воспринимались ребенком. Речь взрослого становится для ребенка средством познания

Легко воспроизводит ранее слышанные стихи, песенки, сказки

В словарный состав входят все части речи, кроме причастия и деепричастия. Словарь быстро увеличивается до 1200-1500 слов. Появляются вопросы Зачем? Когда?

Говорит сложными фразами, появляются придаточные предложения, хотя грамматически предложения продолжают оставаться еще не всегда правильными

Рассказывает о виденном несколькими предложениями, хотя и отрывистыми. По вопросам может передать содержание ранее рассказанной сказки или рассказа (по картинкам и без показа картинок)

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Результаты исследования педагогических ошибок учителей начальны классов
С целью выявления формы поведения у учителей и их расположенность к конфликтному поведению была использована методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса. Методы исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование, математическая обработка полученных данных ...

Соблюдение дидактических принципов
Активность учащихся на уроках физической культуры во многом определяется соблюдением учителем дидактических принципов. В настоящее время число дидактических принципов, формируемых педагогами, неуклонно растет. Их делят на две группы, одна из которых отражает мировоззренческую сторону обучения (прин ...

Методика работы по формированию активного словаря детей старшего дошкольного возраста
Одна из основных задач речевого развития детей дошкольного возраста формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, с учетом возрастных особенностей и возможностей дошкольников. Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач. Основанием для их выделения является ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru