Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста в норме

Статьи об образовании » Особенности развития мелкой моторики у детей младшего возраста с нарушением речи » Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста в норме

Страница 4

Характер общения взрослых с детьми различного возраста должен изменяться. Для вызывания первых голосовых реакций у детей первых месяцев жизни достаточно одного эмоционального положительного общения – ласковой интонации, улыбки. Позднее наиболее эффективным становится общение на основе совместной деятельности. Наибольшее значение для детей имеет общение с ребенком в процессе его игровой деятельности, при восприятии окружающих явлений, а затем и наблюдении за ними.

Существенное значение имеет также и общение воспитателя с ребенком во время таких жизненно важных процессов, как кормление, укладывание спать, одевание. Частая повторяемость этих процессов, разнообразие и обилие предметов, с которыми ребенок сталкивается в это время, неизбежность (и необходимость) при этом непосредственного контакта со взрослыми – все это создает благоприятную основу для развития речи.

Однако даже такого частого общения в процессе естественных взаимоотношений в условиях детского сада для развития речи недостаточно. Среди мероприятий по развитию речи в детском учреждении большой удельный вес приобретают специальные занятия, которые при правильном и систематическом их проведении способствуют развитию всех сторон речи. Разные стороны речи развиваются в разные периоды неравномерно и в большой степени зависят от индивидуальных особенностей, однако только при своевременном и полноценном для каждого возрастного периода уровне развития всех сторон можно достичь оптимального уровня развития речи к трем годам.

Большое положительное влияние на развитие речи оказывает также общение детей между собой, возникающее уже в пределах раннего детства, особенно общение детей более старших с младшими. Взаимообщение детей между собой начинает положительно влиять на развитие речи младших с того периода, когда младшие научаются сравнительно хорошо воспроизводить слышимые звуки, слова.

Таким образом, для своевременного и полноценного развития речи в условиях детских учреждений необходимо учесть все перечисленные факторы, а особенно:

Обогащение чувственного опыта в правильном сочетании его со словесным сопровождением;

Установление частого эмоционально-положительного контакта, преимущественно индивидуального взаимообщения воспитателя с детьми и детей между собой;

Создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности.

дети дошкольный речь моторика

Ориентировочные показатели оптимального хода развития речи детей от 1 года до 3 лет (разработаны Н.М. Аксариной и Н.Ф. Ладыгиной)

Возраст

Понимание речи

Активная речь

Подражание звукам и словам

Объем словаря

Грамматический строй речи

Пользование речью

К 1 году

Понимает без помощи жестов название нескольких заученных имен окружающих, названий предметов и действий

Легко подражает знакомым слогам, произносимым взрослым. Можно вызвать подражание и новым элементарным звукосочетаниям

Произносит несколько слов (в пределах 10) осмысленно, т.е. обозначая ими определенные лица, предметы, действия

Грамматический строй речи пока не сформирован

Много лепечет, будучи в хорошем состоянии или выражая просьбу. Лепет эмоционально выразителен

От 1 года до

1г 6 мес

Запас понимаемых слов быстро растет, легко устанавливается связь между предметами, действиями и их словесным обозначением. Понимает название многих часто называемых окружающих лиц, предметов, действий. Выполняет сначала простые, а потом и более сложные словесные поручения

Легко подражает часто слышимым звукосочетаниям. Характерна игра-подражание речи взрослых в форме лепета («монологи»)

Запас слов около 30-40. Слова начинают приобретать обобщенный характер. Много облегченных слов (би-би, ту-ту). Задает вопрос Что это? Словарь состоит в основном из имен существительных и глаголов

Говорит отдельными словами, имеющими значение предложений. В конце периода появляются двухсловные предложения

Продолжает много лепетать, эмоционально общаясь со взрослыми и во время своей деятельности. Словами пользуется в основном общаясь с близкими людьми в момент сильной заинтересованности, удивления, радости. Отдельные слова и предложения дополняются эмоционально выразительными жестами, мимикой, интонацией.

От

1г 6мес до 2 лет

Понимает смысл целых предложений-высказываний о событиях и явлениях, часто повторяющихся в личном опыте ребенка. Словом можно изменить состояние ребенка, разнообразить его действия

Легко повторяет произносимые окружающими взрослыми слова и простые фразы

Запас употребляемых слов быстро растет, к концу периода – до 300 слов. Облегченные слова заменяются правильными. Появляются прилагательные и местоимения

Начинает употреблять простые 2-3-х словные предложения, к 2 годам – 4-5-словные. В словах появляются грамматические изменения

Речь становится средством общения со взрослыми. Просьба, желание, впечатления передаются словами. Много говорит во время игры и других действий. Речь эмоционально выразительна

От 2 лет до

2л 6мес

Идет дальнейшее развитие понимания содержания речи окружающих. С ребенком можно говорить не только о событиях, явлениях, воспринимаемых в данный момент, но и о прошлых и будущих. Но для такого понимания речи окружающих необходимо, чтобы то, о чем говорят, уже было в предшествующем опыте ребенка. Увеличивается роль слова взрослого как средства воспитания

Легко повторяет фразы, короткие стихи

Словарь продолжает быстро расти. Услышанные незнакомые слова и целые фразы быстро усваиваются. Появляются вопросы Где? Почему? Куда?

Предложения становятся многословными, появляются сложные предложения, хотя и не всегда грамматически правильные. Начинается употребление союзов и предлогов

Речь становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми. Много говорит по самым различным поводам, инициативно и в ответ. При соответствующей ситуации словом может заранее определять свои действия и намерения

От

2л 6мес

до 3 лет

Может понимать смысл речи взрослого о событиях и явлениях, не бывших непосредственно в его личном опыте, но отдельные элементы которых ранее воспринимались ребенком. Речь взрослого становится для ребенка средством познания

Легко воспроизводит ранее слышанные стихи, песенки, сказки

В словарный состав входят все части речи, кроме причастия и деепричастия. Словарь быстро увеличивается до 1200-1500 слов. Появляются вопросы Зачем? Когда?

Говорит сложными фразами, появляются придаточные предложения, хотя грамматически предложения продолжают оставаться еще не всегда правильными

Рассказывает о виденном несколькими предложениями, хотя и отрывистыми. По вопросам может передать содержание ранее рассказанной сказки или рассказа (по картинкам и без показа картинок)

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Роль культурно досуговой деятельности в обучении иностранному языку
Современная наука связывает сущность досуга с одним из полюсов человеческой деятельности, носящей в целом двухфазовый характер: «усилие - расслабление», «работа - отдых», «утомляющий вид актив-ности - восстанавливающий вид активности» и т.п. Представле-ние об отдыхе формируется как о деятельности, ...

Влияние проблемного обучения на интеллектуальные процессы и умственные способности учащихся
М.И. Махмутов утверждал, что в проблемном обучении «…. . сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавателя и ученика ориен ...

Выбор профессии
"Согласно конституции СССР, существует право на выбор профессии и принадлежит оно самим выбирающим людям" Климов Е.А. "Выбор профессии – это выбор пути обучения профессии, это проектирование трудового жизненного пути" Однако отмечается, что выбор, направленный на построение проф ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru