Наказующая педагогика

Таким образом, общая тенденция заключается в том, что вышеуказанные методы положительного подкрепления становятся преобладающим средством стимулирования учащихся. Признание подобного факта, конечно, вызывает удовлетворение, однако за всем этим скрывается пестрая картина педагогической реальности, где методы отрицательного подкрепления, т.е. различные наказания очень медленно сдают свои позиции.

Речь идет, как указывалось выше, не о физических наказаниях, но достаточно сильным “кнутом” для современного школьника могут быть и моральные негативные воздействия, которыми чаще всего являются замечания, выговоры, упреки, предостережения, угрозы, иронические реплики, саркастические интонации, т.е. многочисленные приемы той техники, которую мы назовем “наказующей педагогикой”.

Термин “наказание” становится все менее популярным в педагогической литературе, и уже чувствуется, как он приобретает антипедагогическое, слегка зловещее звучание, однако в практике наказания имеют массовое распространение, поэтому нам следует, не впадая в иллюзии, разобраться в причинах данного явления.

Во-первых, педагоги являются представителями массовой психологии и культуры общения, в которой абсолютно господствует стереотип борьбы и преодоления, а не прощения нарушений ролевого поведения.

Ролевое поведение учащихся заключается в выполнении требований педагога и потому невыполнение вызывает наказующие побуждения. Реакция отпора и наказания, несмотря на христианскую проповедь непротивления, осталась совершенно органичной, почти непроизвольной для наших современников.

Во-вторых, специфика работы с детьми связана с постоянным противостоянием и конфликтными ситуациями. Даже взрослые люди небезупречны в выполнении необходимых требований руководства, а уж дети в силу своей импульсивности тем более недисциплинированны. Все это усиливается “субкультурой сопротивления”. Вот и получается, что работа учителя — это не просто преподавание, а постоянное преодоление и борьба.

Педагогу трудно вести борьбу и при этом оставаться мягким, сдержанным и приветливым. Недовольство и раздражение ищет выхода, а поскольку физические наказания и грубая брутальность невозможны, отрицательные эмоции выливаются в ворчание, язвительность, нотации и прочие стереотипы “наказующей педагогики”.

Наказание должно быть чрезвычайно индивидуальным, чрезвычайно приспособленным к отдельной личности.


Прочие статьи:

Программа психолого-педагогической коррекции коммуникативной сферы старших дошкольников
Для решения указанной выше задачи служат специальные коррекционные игры и занятия. Эта работа должна включать ряд этапов. Остановимся на их описании. Задачей первого этапа является преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от дру ...

Мое видение школьной формы
Опираясь на свои знания и умения, я сама решила создать удобную, красивую и элегантную школьную форму. Поскольку сейчас зима, то брюки являются обязательной частью нашего гардероба. Фасон можно и нужно подбирать, согласно особенностям своей фигуры. Классический пиджак я решила заменить жилетом, так ...

Учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста при обучении иностранному языку
Младший школьный возраст является возрастом относительно спокойного и равномерного развития, во время которого происходит функциональное совершенствование мозга - развитие аналитико-синтетической функции его коры. Как известно, каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельнос ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru