Изучение влияния сформированности психомоторных функций на уровень готовности к школе

Статьи об образовании » Формирование уровня готовности к школе » Изучение влияния сформированности психомоторных функций на уровень готовности к школе

Страница 2

- волна - утка

Субтест 7. Запрещенные слова

По результатам этого субтеста можно судить о сформированности произвольности у ребенка, а также о развитии его речи и общей осведомленности.

«Я предлагаю тебе поиграть в игру «Да и нет не говорить и цвета не называйте». Я буду задавать вопросы, а ты отвечать».

1. Кошки живут в воде?

2. Летом небо какое?

3. Вода мокрая?

4. Взрослые любят играть?

5. Ты мальчик?

6. Какие ты любишь яблоки?

7. У меня глаза какие?

8. На тебе одежда прозрачная?

9. Снег черный?

10. Летом трава какая?

11. Крокодилы летают?

12. Холодильник какой?

Субтест 8. Ключи

Субтест направлен на диагностику сформированности у ребенка умения выявлять закономерности и использовать их, также по результатам выполнения этого субтеста можно сделать заключение о развитии тонкой моторики у ребенка и о возможном левшестве.

Субтест 9. Чтение

Выявляет исходный уровень владения грамотой у детей. Стимульный материал представлен в двух видах: в виде текстов – для детей, умеющих читать и в виде букв – для детей, не умеющих читать.

Субтест 10. Рисунок человека

Тест «Рисунок человека» является одним из самых распространенных в психологии. Субтест позволяет выявить сформированность образных и пространственных представлений у ребенка и уровень развития его тонкой моторики. Рисунок человека дает также общее представление об интеллекте ребенка в целом.

Субтест 11. Составление слов

Этот субтест сложен, для успешного выполнения его, ребенок должен хорошо владеть навыками чтения, иметь некоторые творческие задатки, а также обладать достаточно высоким уровнем общей осведомленности.

«Посмотри, здесь написано слово ПОСУДА. Оно состоит из букв. Из букв этого слова можно составить другие слова, например: СУП, СОДА, СУД, САД. А теперь я тебе предлагаю слово…., из его букв попробуй составить свои слова».

В эксперименте принимало 40 учащихся средней школы № 46 г.Читы, это два 1-х класса, 1 «А» - 20 человек (11 мальчиков, 9 девочек), 1 «Б» - 20 человек (12 мальчиков, 8 девочек).

Подводя итоги диагностики можно увидеть, что в общем, были выявлены следующие результаты:

30 % детей – полностью готовы к обучению в школе;

47 % детей – готовы к школе «условно», т.е. с ними требуется дополнительная работа, корректирующая навыки

23 % детей – эти дети не готовы к школе и им требуется основательная помощь специалистов, в том числе психолога.

Теперь рассмотрим полученные результаты более подробно, анализируя данные по каждой части (субтесту) исследования.

Анализируя ответы ребенка на вопросы первой части анкеты, а именно: правильно ли ребенок называет свое имя, отчество и фамилию, как называет родителей, знает ли свой день рождения и называет ли членов семьи, мы сделали вывод, что 31 % детей дают скудные, неполные ответы, незнание полных имен родителей, их социальных ролей, а это позволяет предположить сниженный уровень вербального развития и недостаточный уровень осведомленности ребенка.

Результаты субтеста 1 «Нелепица», где просматривается способность свободно вступать в контакт ребенка, умение объяснить смысловые ошибки 46 % детей получили высокую оценку, т.е. они реагировали на картинку живо, непосредственно, без вмешательства психолога, с легкостью указывали на все нелепости.

53 % детей вели себя более скованно, их реакция на картинку была менее спонтанная и ошибки объясняли односложно, часто обращались к помощи психолога.

При обследовании уровня сформированности у ребенка причинно-следственных, пространственно-временных, логических связей, а также уровень монологической речи 43 % учащихся справились с заданием, т.е. самостоятельно и логично определили последовательность картинок и составили связный рассказ; 34 % детей ошибались в последовательности, но самостоятельно исправляли ее и составляли отрывочный рассказ; 23 % с заданием не справились совсем.

При анализе звуко-буквенной характеристики у ребенка, получились следующие результаты: 47 % детей правильно произносят все звуки, делит слова на части, называет звуки; 40 детей с искажениями произносят 2-3 звука, ошибаются при выполнении задания; 7 % детей многие звуки произносят неправильно, справляются с заданиями с трудом, этим детям требуется помощь логопеда.

По результатам субтеста 7 можно судить о сформированности произвольности у ребенка, а также о развитии его речи и общей осведомленности. Принимают и соблюдают правила игры, отвечают быстро и правильно на 9-12 вопросов 37 % детей, остальные 63 % затрудняются с ответами, больше молчат, с трудом находят правильные ответы.

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство детей требуют дополнительных упражнений для развития речевого аппарата.

При анализе субтестов 2,4 и 8, которые определают уровень развития пространственных представлений были получены следующие результаты: наглядно-образное мышление (ориентировка в пространстве) развита на уровне соответствующему возрасту у 41 % детей, дети, имеющие средний уровень развития наглядно-образного мышления – 53 %; уровень развития наглядно-схематического мышления у 67 % высокий, у остальных 33 % уровень развития средний. Многие ребята не смогли справиться с субтестом № 8, т.е. не умеют устанавливать и использовать закономерности (69 %), что говорит о слабом развитии логического мышления.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Методика выявления комфортности детей дома с помощью теста тревожности
С целью выявления комфортности детей дома использовался тест тревожности. Этот тест применяется для детей младшего школьного возраста, однако он подходит для детей 12-13 лет с нарушениями интеллекта. Экспериментальный материал - 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ...

Коррекционно-диагностическая программа для детей младшего дошкольного возраста с недоразвитием речи
Отправной точкой коррекционной программы является комплексное обследование педиатра, воспитателя, психолога, логопеда, дефектолога, рефлексотерапевта. Это служит базисом для организации командной работы этих специалистов. Благодаря ее преемственности снижается тяжесть социальной дезадаптации ребенк ...

Эстетическое освоение мира учащимися как социально-педагогическое явление
Центральной категорией нашего исследования выступает «эстетическое освоение мира» как социально-педагогический феномен, обладающий широким спектром толкования содержания. «Эстетическое» (чувствующий, чувственный) трактуется как начало, общее универсальное свойство, пронизывающее все процессы и явле ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru