Модели гражданского воспитания школьников

Статьи об образовании » Гражданское воспитание школьников » Модели гражданского воспитания школьников

Страница 2

Гражданское воспитание в рамках воспитательной системы школы должно опираться на общечеловеческие, вечные нравственные ценности. Таковыми являются следующие фундаментальные понятия:

Земля - общий дом человечества XXI века, Земля людей и живой природы.

Отечество - единственная, уникальная для человека Родина, данная ему судьбой и доставшаяся ему от предков.

Семья - начальная структурная единица общества, первая человеческая общность ребенка и естественная среда его развития.

Труд - основа человеческого бытия, вид деятельности, адекватный сущности человека.

Знания - результат усердного и, прежде всего, творческого труда, мощное средство развития личности.

Культура - духовное и материальное богатство, накопленное развитием человеческих цивилизаций.

Мир - покой и согласие между людьми, народами и государствами, главное условие существования Земли и человечества.

Человек - высшая, абсолютная ценность, «мера всех вещей», объект, субъект и результат воспитательной системы школы.

Центральное место в воспитательной системе школы должно занимать формирование гражданского сознания: ответственного отношения к природе, к себе, как составной части природы и общества, к окружающему нас вещественному миру, к живым существам вокруг нас.

Эти ценности могут быть присвоены школьниками, если будут правильно воплощены следующие идеи:

- идея согласования ценностей поколений,

- идея приобретения навыков осознанного выбора и понимание личной ответственности,

- идея оптимально организованной деятельности школьников. Лучший воспитатель - это правильно организованная деятельность. Ребенок не должен только созерцать и слушать, он должен действовать. Только в действии приобретается опыт жизнедеятельности в гражданском обществе.

II группа ценностей – ценности, отражающие культурно-историческую память.

На современном этапе, когда в России происходит объединение вокруг идеи национального самосознания, исторического наследия страны, особую ценность приобретает культурно-историческая память поколений, воспитание патриотизма и гражданственности. Здесь актуализируются цели патриотического воспитания, которое, прежде всего, направлено на принятие истории и культуры России, идентификацию личности с этой культурой и формирование гордости за культурные достижения своей страны. Важно сформировать у школьников опыт активного социального действия, восприятие своих гражданских умений, действий, опыта защиты интересов своей группы.

III группа – личностные ценности.

Принципы гражданско-правового воспитания:

1. Принцип гуманизации. Означает приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбии, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

2. Принцип развития. Основывается на взаимосвязи социального и индивидуального развития. Оно обеспечивает согласование развития общества и личности.

3. Принцип уважения индивидуальности личности. Если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются.

4. Принцип коллективной деятельности. Личность должна уметь согласовываться с другими. В правильно организованной коллективной деятельности формируется чувство ответственности за порученное дело, его качество; реализуются лидерские качества, умение подчиняться другим

5. Принцип разумной требовательности. Основывается на развитии правового самосознания, правовой культуры всех участников образовательного процесса. Можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других.

6. Принцип возрастного подхода. Каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и методы воспитательного воздействия.

7. Принцип стимулирования самовоспитания. Каждый школьник должен знать себя, научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности. Задача педагогов создать такие условия, где ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности.

8. Принцип связи с реальной жизнью. Дела, организуемые и проводимые в школе, должны соприкасаться с реальными делами поселка, района, области, страны. Дети должны чувствовать себя гражданами России, действовать на ее благо.

9. Принцип согласования. Все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что его педагогический долг состоит в том, чтобы создать условия для согласования детей друг с другом, детей и их родителей, формирования толерантного отношения к другим людям

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Определение понятий одаренность, одаренный ребенок
Научный смысл работы по выявлению одаренных и талантливых состоит в том, что она позволяет раскрыть на самой представительной выборке природу и психологический механизм творчества, обеспечить возможности использования законов творчества для совершенствования содержания и методов обучения всех детей ...

Методика изучения нумерации чисел младшими школьниками
При характеристике содержания и системы построения начального курса математики говорилось, что работа, направленная на формирование у детей понятия о числе и арифметических действиях, ведется в течение всех трех лет начального обучения и составляет основу всего курса. Программа предусматривает пост ...

Цели и задачи внеучебной работы со студентами
Воспитание высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности – гражданина России, способной к высококачественной профессиональной деятельности и моральной ответственности за принимаемые инженерно-технические и другие решения Формирование у студентов нравственных, духовных и культур ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru