Биологические факторы в познавательной и двигательной деятельности школьников и их роль

Статьи об образовании » Активизация познавательной и двигательной деятельности учащихся на уроках физической культуры » Биологические факторы в познавательной и двигательной деятельности школьников и их роль

Хотя степень активности школьников на уроке физической культуры определяется, прежде всего, социальными факторами, однако нельзя недооценивать и роль биологического фактора – потребности человека в двигательной активности, которая у разных людей выражена в различной степени. Поэтому можно создать у учащихся одинаковую силу социального мотива и получить все же разную активность у разных учащихся. Эти различия и будут определяться разной «заряженностью» учащихся на проявление активности.

Показано, что высокий уровень двигательной активности в течение дня и на уроке физической культуры имеет связь с преобладанием возбуждения по «внутреннему» балансу и с сильной нервной системой, низкий уровень двигательной активности связан с преобладанием торможения по «внутреннему» балансу и с малой силой нервной системы. Поскольку типологические особенности проявления свойств нервной системы являются врожденными, есть основание говорить о том, что различия людей в потребности в движениях тоже имеют врожденную основу, а не только социальную.

Кроме того, сочетание силы нервной системы с преобладанием возбуждения по «внутреннему» балансу является нейродинамической базой проявления высокой терпеливости при наступлении утомления. Следовательно, с одной стороны, лицам с этими типологическими особенностями нервной системы нужно больше двигаться, чтобы удовлетворить потребность в двигательной активности, а с другой стороны, они могут больше терпеть, проявлять настойчивость и в том случае, когда потребность уже удовлетворена, и больше того – когда наступило утомление. Отсюда большая работоспособность таких лиц в динамической и статической работе, а больший объем выполняемой учебной работы приводит и к большим успехам.

Не случайно, поэтому, лучшая успеваемость по овладению двигательными умениями и развитию двигательных качеств найдена у лиц с отменными типологическими особенностями, особенно с преобладанием возбуждения по «внутреннему» балансу.

Характерно, что большая потребность в двигательной активности проявляется при выполнении любого вида мышечной работы, при прохождении любого программного материала на уроках физической культуры. Это подчеркивает неспецифический характер потребности в двигательной активности.

Подход учителя физической культуры к учащимся с разной потребностью в двигательной активности должен быть индивидуальным, как и оценка им трудолюбия, проявляемого учащимися на уроке. Большая активность одного ученика по сравнению с другим еще не означает, что он более сознательно подходит к своим обязанностям на уроке, что он более ответственен. Просто ему требуется больший объем движений, чтобы удовлетворить свою потребность в двигательной активности. Для учащихся с низкой потребностью в двигательной активности требуется такая организация их работы, при которой они чувствовали бы постоянное внимание учителя и товарищей, постоянный контроль за их действиями и успехами. Хорошие результаты дает объединение в пары высокоактивного школьника с низкоактивным школьником. Первый осуществляет контроль и оказывает поддержку второму.

Сказанное выше касается лишь первой, хотя и наиболее существенной характеристики активности – ее энергетического потенциала, «заряженности» школьника на деятельность. Важна и другая характеристика активности – склонность к определенному виду деятельности. Эта качественная характеристика активности, свидетельствующая об ее избирательности, тоже связана со свойствами нервной системы.

Так, люди с подвижностью нервных процессов, с сильной нервной системой склонны к разнообразной деятельности, требующей принятия быстрых и неожиданных решений, готовы идти на риск. Люди с противоположными психологическими особенностями – инертностью нервных процессов и слабой нервной системой – плохо переносят большое психологическое напряжение, поэтому предпочитают деятельность спокойную, размеренную, даже монотонную. Отсюда у школьников может проявляться различный интерес к гимнастике, баскетболу, плаванию и другим разделам учебной программы. В зависимости от проходимого материала активность учащихся может быть, поэтому то большей, то меньшей.


Прочие статьи:

Методика руководства начальными видами музыкальной деятельности детей
Музыка — искусство, воздействующее на ребенка уже в первые месяцы его жизни. Непосредственное влияние ее на эмоциональную сферу способствует возникновению первоначальных ответных действий, в которых можно видеть предпосылки к формированию в дальнейшем основных музыкальных способностей. Чтобы развит ...

Реализация комплекса методов педагогического воздействия для развития речевой моторики у старших дошкольников
Формирующий эксперимент проходил с декабря 2009 по апрель 2010 года. Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счёт взаимодействия всех участников педагогического процесса и, в частности, воспитателя и логопеда. Деятельность педагогов имеет много общего и направлена на ...

Принцип построения диагностического материала
Задачей нашей работы было создание методики диагностики учебной инициативы в конце младшего школьного возраста. Можно выделить два типа основных новообразований, которыми характеризуются достижения каждого из детских возрастов: новообразования, которые связаны с осоением новой предметности (для мла ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru