Биологические факторы в познавательной и двигательной деятельности школьников и их роль

Статьи об образовании » Активизация познавательной и двигательной деятельности учащихся на уроках физической культуры » Биологические факторы в познавательной и двигательной деятельности школьников и их роль

Хотя степень активности школьников на уроке физической культуры определяется, прежде всего, социальными факторами, однако нельзя недооценивать и роль биологического фактора – потребности человека в двигательной активности, которая у разных людей выражена в различной степени. Поэтому можно создать у учащихся одинаковую силу социального мотива и получить все же разную активность у разных учащихся. Эти различия и будут определяться разной «заряженностью» учащихся на проявление активности.

Показано, что высокий уровень двигательной активности в течение дня и на уроке физической культуры имеет связь с преобладанием возбуждения по «внутреннему» балансу и с сильной нервной системой, низкий уровень двигательной активности связан с преобладанием торможения по «внутреннему» балансу и с малой силой нервной системы. Поскольку типологические особенности проявления свойств нервной системы являются врожденными, есть основание говорить о том, что различия людей в потребности в движениях тоже имеют врожденную основу, а не только социальную.

Кроме того, сочетание силы нервной системы с преобладанием возбуждения по «внутреннему» балансу является нейродинамической базой проявления высокой терпеливости при наступлении утомления. Следовательно, с одной стороны, лицам с этими типологическими особенностями нервной системы нужно больше двигаться, чтобы удовлетворить потребность в двигательной активности, а с другой стороны, они могут больше терпеть, проявлять настойчивость и в том случае, когда потребность уже удовлетворена, и больше того – когда наступило утомление. Отсюда большая работоспособность таких лиц в динамической и статической работе, а больший объем выполняемой учебной работы приводит и к большим успехам.

Не случайно, поэтому, лучшая успеваемость по овладению двигательными умениями и развитию двигательных качеств найдена у лиц с отменными типологическими особенностями, особенно с преобладанием возбуждения по «внутреннему» балансу.

Характерно, что большая потребность в двигательной активности проявляется при выполнении любого вида мышечной работы, при прохождении любого программного материала на уроках физической культуры. Это подчеркивает неспецифический характер потребности в двигательной активности.

Подход учителя физической культуры к учащимся с разной потребностью в двигательной активности должен быть индивидуальным, как и оценка им трудолюбия, проявляемого учащимися на уроке. Большая активность одного ученика по сравнению с другим еще не означает, что он более сознательно подходит к своим обязанностям на уроке, что он более ответственен. Просто ему требуется больший объем движений, чтобы удовлетворить свою потребность в двигательной активности. Для учащихся с низкой потребностью в двигательной активности требуется такая организация их работы, при которой они чувствовали бы постоянное внимание учителя и товарищей, постоянный контроль за их действиями и успехами. Хорошие результаты дает объединение в пары высокоактивного школьника с низкоактивным школьником. Первый осуществляет контроль и оказывает поддержку второму.

Сказанное выше касается лишь первой, хотя и наиболее существенной характеристики активности – ее энергетического потенциала, «заряженности» школьника на деятельность. Важна и другая характеристика активности – склонность к определенному виду деятельности. Эта качественная характеристика активности, свидетельствующая об ее избирательности, тоже связана со свойствами нервной системы.

Так, люди с подвижностью нервных процессов, с сильной нервной системой склонны к разнообразной деятельности, требующей принятия быстрых и неожиданных решений, готовы идти на риск. Люди с противоположными психологическими особенностями – инертностью нервных процессов и слабой нервной системой – плохо переносят большое психологическое напряжение, поэтому предпочитают деятельность спокойную, размеренную, даже монотонную. Отсюда у школьников может проявляться различный интерес к гимнастике, баскетболу, плаванию и другим разделам учебной программы. В зависимости от проходимого материала активность учащихся может быть, поэтому то большей, то меньшей.


Прочие статьи:

Характеристики мнемической деятельности учащихся коррекционных школ VIII вида
Перед рассмотрением собственно особенностей вербальной памяти умственно-отсталых учащихся, опишем память как психическое явление, а также выделим из этого описания важные для темы дипломного исследования моменты. Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, позволяющие его повторное и ...

Значение использования работы по созданию аппликации из ткани в развитии детей старшего дошкольного возраста
Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. В.А. Сухомлинский говорил, что ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель ми ...

Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме познавательной деятельности учащихся при теме дипломной работы “Социально-экономическое положение Ингушетии XVII - первой полов
Анализ психолого-педагогической литературы мы проводим по проблемам познавательной деятельности учащихся, вопросам обучаемости и уровням познавательных возможностей учащихся. Перечень литературы не выдержан хронологически; он скорее подчиняется концепции рассмотрения выше перечисленных проблем в ме ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru