Соблюдение дидактических принципов

Страница 3

Деление же учащихся одного класса на группы сильных и слабых по уровню двигательной активности, проявляемой на уроке, в противоречие другому принципу – коллективного обучения: отделение сильных от слабых учащихся, у первых вызовет зазнайство, превосходства над одноклассниками, своей исключительности. Это приводит к деформации развития личности как первых, так и вторых, а также мешает сплочению коллектива в классе. Поэтому, чтобы не было деформации в развитии, нужно объединение учащихся с разной двигательной активностью в пары, что значительно повышает активность слабых школьников, в то время как у школьников с высокой активностью она снижается незначительно и то лишь на первых занятиях после объединения. Очевидна польза от такого «наставничества» одних учащихся над другими.

Принцип индивидуализации не противостоит принципу коллективного обучения, так как он отражает не индивидуальную работу с учеником, а учет индивидуальных особенностей учащегося, который может осуществляться и при групповом методе обучения. На уроке физической культуры индивидуальный подход к учащимся проявляется в индивидуализации темпа выполнения учебных заданий, что является фактором поддержания высокой активности учащихся. Здесь можно выделить два самостоятельных аспекта этого вопроса.

Первый аспект состоит в индивидуальном темпе овладения учебным материалом. В зависимости от способностей, уровня подготовленности, типологических особенностей свойств нервной системы учащиеся овладевают учебным материалом в разные сроки. Показано, что у учащихся с подвижностью нервных процессов на первых этапах овладение двигательным упражнением проходит успешнее, чем у учащихся с инертностью нервных процессов. Вследствие этого одним учащимся даваемых учителем повторений мало, а другим – много: овладев учебным материалом, они начинают заниматься с прохладцей, нарушают дисциплину.

Задача индивидуализации темпа овладения учебным материалом успешно решается при использовании программного обучения: каждый учащийся работает с учебным материалом самостоятельно и переходит к последующему заданию, как только выполнит успешно предыдущее. В зависимости от успехов за одно и то же время один ученик сможет выполнить больше задании, а другой – меньше. Преимущество в том, что первый не подгоняет второго, а второй не тормозит обучение первого.

Второй аспект касается индивидуализации нагрузки на уроке физической культуры не всегда оправдано, чтобы все учащиеся выполняли упражнения одно и то же число раз: одним нагрузка кажется тяжелой, а другим – легкой. В то же время если одних учеников останавливать, то они могут мешать продолжать выполнение упражнения другими. Поэтому лучше (когда это возможно) учителю считать до десяти, а учащиеся выполняют упражнения в темпе, посильном для каждого.

Индивидуализация воздействий учителя на учащихся (поощрений или порицаний) также влияет на активность учащихся на уроке. Некоторые учителя ради того, чтобы быть в глазах учащихся справедливыми, стараются объективно оценивать успехи и неудачи учащихся.

Индивидуальный же подход к оценке действий учащихся состоит в оценке не столько объективно достигаемых результатов, сколько старания учащегося с учетом его возможностей, психологических особенностей, ситуации. Некоторые ученики, например, весьма чувствительны и ранимы ко всему, что затрагивает их самооценку. Такие учащиеся болезненно переносят смех в свой адрес, критику, порицание. Поэтому они склонны к изоляции, трудно вступают в общение с товарищами и учителями, соревновательная обстановка является для них стресс – фактором. Эти учащиеся ставят перед собой небольшие цели, да и то не очень надеясь на успех.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Историко-педагогический анализ развития гражданского воспитания школьников
В России содержание понятия «гражданин» менялось на протяжении длительного периода и в настоящее время в педагогической литературе не всегда можно найти его четко обозначенный смысл. Это можно объяснить тем, что гражданское общество в нашей стране находится в стадии становления и данное понятие инт ...

Обучение умению оказать доврачебную помощь при травмах
здоровье физический нагрузка страховка травма Способы оказания: При ушибах конечностей наложить давящую повязку и холод на место ушиба При ушибе головы, грудной клетки придать пострадавшему полуседячее положение, приложить холод,на грудь наложить тугую повязку. При ушибе живота придать горизонтальн ...

Составление банка наглядных материалов по типу изображений
Поскольку, как было отмечено выше, все темы можно и нужно комбинировать в процессе учебного общения, то тематический принцип подбора, а главное, хранения наглядных материалов не всегда удобен, особенно при работе с учащимися, достаточно свободно говорящими на иностранном языке (уровень B1 – С2 по о ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru