Активность учащихся на уроках физической культуры во многом определяется соблюдением учителем дидактических принципов. В настоящее время число дидактических принципов, формируемых педагогами, неуклонно растет. Их делят на две группы, одна из которых отражает мировоззренческую сторону обучения (принцип научности, принцип всесторонней направленности обучения, принцип сознательности, принцип связи обучения с жизнью и с практикой, принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся), а другая – процессуально-техническую сторону обучения: принцип наглядности, доступности, прочности и др.
Многие из этих принципов были рассмотрены в предыдущих главах, поэтому в данной главе речь пойдет не обо всех из них и главным аспектом рассмотрения этих принципов будет повышение с их помощью активности учащихся.
Принцип оптимальной трудности заданий. Слишком сложный и непонятный для учащихся материал вызывает у них сознание тупика, бесполезности своих усилий, что, естественно, снижает их активность. В то же время простое задание быстро приводит к потере интереса к нему, вследствие чего активность тоже снижается. Следовательно, даваемое задание должно быть оптимальным по трудности: посильным для учащихся и в то же время дразнящим самолюбие, заставляющим прилагать определенные усилия. При этом условии урок может быть как серьезным, так и интересным для учащихся.
К сожалению, этот принцип легче постулировать, чем осуществить на практике. Вопросы: что считать простым, а что сложным, что легко выполнить учащимся, а что – трудно, связаны с нахождением точных и объективных критериев, которые ни педагогами, ни психологами, ни физиологами до настоящего времени не выделены. Поэтому в реализации этого принципа проявляется большая субъективность.
И все же учителю необходимо учитывать ряд моментов, определяющих трудность учебного задания на уроке физической культуры. Эти моменты носят как объективный, так и субъективный характер.
Координационная сложность упражнения: если в упражнении используются врожденные координации, то оно кажется более легким, хотя по биомеханической структуре его можно подчас отнести к сложно-координированным актам. В то же время сочетание вроде бы простых движений, но вопреки сложившейся координации (например: вращение правого предплечья в одну сторону, а правой голени – в другую) выполнить на первых порах трудно.
Величина затрачиваемых физических усилий: подтягивание на кольцах – упражнение по координации не сложное, но трудное физически, требующее определенной мышечной силы
Боязнь выполнять упражнения: выполнение одного и того же упражнения на полу и на высоком бревне оценивается учащимися по-разному, страх повышает сложность выполнения упражнения на высокой опоре.
Осмысленность задания: если задание не до конца понято учащимся, то, естественно, субъективно становится либо трудным, либо слишком легким.
Принцип прогрессирования трудности учебных заданий (от простого к сложному, от легкого – к трудному). Развитие ребенка будет осуществляться только в том случае, если он постепенно будет овладевать все более сложными понятиями, умениями, умозаключениями. Поэтому процесс обучения – это не просто накапливание суммы знаний, но неуклонное усложнение этих знаний, не просто накапливание этого количества двигательных действий, но и овладение все более сложными движениями. К тому, что становится легко доступным учащимся, быстро теряется интерес, и как следствие этого – снижается активность учащихся.
В увеличении сложности и трудности учебных заданий нужно опираться на предыдущий принцип, т.е. трудность и сложность заданий должны повышаться до оптимальной границы (для данного уровня подготовленности учащегося). Другими словами, принцип прогрессирования означает возрастание оптимальной трудности учебных заданий.
Прочие статьи:
Профессионально обусловленные требования к личности педагога
педагогическая деятельность умение обучение воспитание Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе правомерно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую го ...
Оптимальная загруженность учащихся на уроке
Оптимальная загруженность учащихся на уроке обеспечивается рядом организационно-педагогических мер: устранением ненужных пауз, осуществлением постоянного контроля за учащимися, максимальным включением в учебную деятельность всех без исключения учащихся и др. Устранение ненужных пауз. Часто можно на ...
Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Проблема творчества имеет долгую и спорную историю. Во все времена она являлась объектом пристального внимания мыслителей и ученых (философов, психологов, педагогов). Понятие «творчество» восходит к трудам Платона и Аристотеля. В философском понимании (Бердяев Н.А., Юнг К., Овчинников В.Ф. и др.) ф ...