Исследование осознанности выбора старшеклассниками

Страница 1

Наш интерес к данному исследованию берет свое начало из исследования, проводимого нами в этой же школе ранее. Мы считаем необходимым коротко описать его результаты.

Мы исследовали два девятых класса. Класс "А" и класс "Д". Класс "Д" в прошлом носил статус коррекционного и считается неуспешным. Дети этого класса неуспешны в учебе и практически не участвуют в общешкольных мероприятиях. В школьном совете нет ни одного их представителя. В классе "А" ситуация полностью противоположная. Гипотезой нашей работы было предположение о том, что дети успешного класса имеют в основном интернальный локус контроля, и наоборот. Напомним, что локус контроля напрямую связан с ответственностью, а ответственность – с самодетерминацией.

При столкновении с противоположной ситуацией (преобладание интернального локуса контроля в классе "Д") мы продолжили исследование.

Для класса "А" по результатам исследования вступление во взрослую жизнь и реальное профессиональное самоопределение откладывается на окончание университета, т.к. до этого времени их перспектива в той или иной степени определена ВУЗом. После окончания ВУЗа происходит переоценка выбора, и очень часто студенты разочаровываются в выборе и работают не по специальности.

Учащиеся же класса "Д" уже сейчас поставлены в ситуацию необходимости покинуть стены школы и самоопределение относительно профессиональной деятельности либо профессионального обучения у них должно было уже произойти на данном этапе. У них другие условия и другие цели и задачи в этих условиях. Действительно оказалось, что часть учеников "Д" класса уже работают или имеют хобби, которое позволяет зарабатывать деньги. Многие из них спокойно и даже с гордостью рассказывали о том, что не собираются идти в десятый класс, а, овладев специальностью в училище, пойдут работать.

Практически сто процентов детей "Д" класса в отличие от класса "А" уже самоопределились со своей будущей профессией, а значит и с выбором жизненного пути. С точки зрения теории исторического развития детства Д.Б. Эльконина эти дети вплотную приблизились к "зрелости" с позиции включенности в общественно-производительный труд, что требует освоения смыслов и способов этого труда. Обучение в свою очередь – это организованное овладение этими смыслами и способами.

Таким образом, получается, что учащиеся, оставшиеся в школе после девятого класса в большей степени нуждаются в профориентационной помощи в связи с другим типом задач и другими условиями.

Кроме того, Гинзбург подчеркивает, что:

У юношей из семей с высоким доходом процесс самоопределения затягивается, так как они имеют большие возможности с позиции альтернатив и образования, которое у них более длительно.

У подростков из менее обеспеченных семей период кристаллизации наступает раньше. То есть проблема выбора для детей из обеспеченных семей стоит гораздо острее.

Дети идут по набору ситуаций: школа, выбор после 9, выбор после 11, выбор после Профессионального обучения.

Каждая ситуация, как мы уже говорили, предъявляет перед человеком определенные задачи. "Деятельность всегда отвечает той или иной потребности; задача – это и есть цель, данная в определенных условиях"

В этом ряду ситуаций мы, кроме того, выделяем еще две принципиально разные задачи которые состоят из двух вопросов: Куда идти дальше? Чем я хочу заниматься? Задачи отличаются друг от друга в зависимости от того, какой вопрос выступает первично, то есть:

Первично: Куда идти дальше? (вторично – чем я хочу заниматься?)

Первично: Чем я хочу заниматься (вторично – куда пойти?)

Первая задача не является на наш взгляд связанной с профессиональной траекторией, вторая – напротив является основной, запускающей профессиональное самоопределение.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Из истории опеки и попечительства детей в России
В России практика социальной помощи детям-сиротам имеет свою глубокую культурно-исторические традиции и до Октябрьской революции 1917 года была связана, прежде всего, с милосердием и благотворительностью. После 1917 года, когда большевики осудили благотворительность, как буржуазный пережиток, госуд ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР
В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи (в дальнейшем ОНР) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения, при нормальном слухе и относительно сохран ...

Дидактическая игра как педагогическое условие развития мышления детей старшего дошкольного возраста
В философии термин "условие" трактуется как категория, выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может; условия составляют ту среду, обстановку, в которой явление возникает, существует и развивается . Л.А. Мирошниченко определяет понятие " ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru