Анализ действующих учебно-методических комплексов по русскому языку для 5-6 классов с точки зрения представленности в них материала для работы над лексическими нормами

Статьи об образовании » Речевые нормы в школьном курсе изучения русского языка » Анализ действующих учебно-методических комплексов по русскому языку для 5-6 классов с точки зрения представленности в них материала для работы над лексическими нормами

Страница 3

Чтобы не только в полной мере овладеть лексическими нормами, но и расширить свой кругозор и словарный запас, учащимся предлагаются задания с использованием пословиц, картин знаменитых художников, произведений различных писателей русской литературы. Таким образом, осуществляются межпредметные связи с искусством, литературой и историей, и присутствует работа над формированием навыка соблюдения лексических норм.

Используя материалы рубрики «Знайте и применяйте», ученики узнают об особенностях употребления разных частей речи, например, числительных (две или двое). Рубрика является для них не трудным, обязательным для заучивания правилом, а из неё ребята узнают интересный материал, который легко ими усваивается. Примером может служить информация, данная в этой рубрике при изучении имени числительного: «При ответе на вопрос сколько (кому) лет? После числительного один употребляется слово год (в им. п., ед.ч.), после числительных 2, 3, 4 – слово год (в род. п., ед.ч.), а после числительных 5, 6, 7 и т.д. – слово лет (в род. п., мн.ч. от слова лето). Если числительные 2, 3, 4 стоят в родительном падеже, то употребляется слово лет (сравните: мальчику два года – ребёнок двух лет)».

Перед учащимися также ставятся проблемные вопросы, касающиеся лексических норм. В большинстве случаев это задание – «Что считать нормой?» Ответы ученики 5-6 классов должны найти сами, что способствует отложению в их памяти той информации, которую они добыли сами. Они уже будут знать, что считать нормой, а что нет. Такие проблемные вопросы направлены не только на усвоение знаний о языке, но и на повышение их культуры речевого общения, на знание лексических норм русского языка.

Таким образом, УМК под редакцией С.И. Львовой имеет большее разнообразие упражнений, направленных на предупреждение речевых ошибок и на более успешное овладение учащимися лексическими нормами по сравнению с УМК под редакцией М.Т. Баранова. УМК С.И. Львовой включает упражнения на отработку навыка нормативной речи во все разделы учебника, при изучении всех тем курса русского языка, что позволяет учителю вести систематическую работу по формированию навыка соблюдения, в том числе и лексических норм учащимися 5-6 классов основной общеобразовательной школы, по предупреждению речевых ошибок, связанных с нарушением данного вида норм. Кроме названных выше упражнений, в этих учебниках предлагаются и другие интересные и сложные задания, например, такие как: вставить пропущенные буквы, учитывая лексическое значение глаголов (зал…зать на дерево, зал…зать рану); объяснить грамматические и смысловые различия словосочетаний в каждой паре (старый сосед – постаревший сосед); исправить предложения (Она у нас на всех обиженная); распределить по группам существительные, сочетающиеся с числительными (с обоими числительными, только с числительным две, только с числительным двое, не сочетающиеся ни с одним из числительных); списать, раскрывая скобки, а также много других упражнений, привлекающих внимание учащихся и позволяющих их заинтересовать изучаемым материалом. Учебники под редакцией С.И. Львовой богаты по содержанию учебного материала, в большей степени, с нашей точки зрения, интересны для самих обучающихся; более целенаправлены на развитие устной и письменной речи учащихся, на развитие личности каждого школьника как носителя родной русской речи.

Таким образом, содержание анализируемых УМК под редакцией и М.Т. Баранова, и С.И. Львовой соответствует действующему общеобразовательному стандарту по русскому языку для учащихся 5-6 классов; способствует выполнению образовательных программ; предполагает использование на уроках различных методических приёмов; в них содержатся задания различного уровня сложности. В данных УМК представлен разнообразный материал для работы по овладению учащимися лексических норм, хотя объём изучаемого материала, содержание и количество предлагаемых заданий, как отмечалось выше, отличается. Поэтому, с нашей точки зрения, в организации деятельности учителя по формированию у учащихся 5-6 классов основной общеобразовательной школы устойчивого навыка соблюдения речевых (лексических) норм, а также орфоэпических, орфографических и грамматических норм, даёт больше возможностей УМК под редакцией С.И. Львовой, так как теоретический материал в них хорошо сочетается с практическим, изложен в доступной и интересной форме, прослеживается его систематичность и завершённость. Развитие речи подкрепляется творческими заданиями, развивающими воображение обучающихся, их письменную и устную речь. А какой УМК всё-таки выбрать для своей работы, решает, конечно, сам учитель.

Страницы: 1 2 3 


Прочие статьи:

Анализ опыта работы по развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста
Секция «Центр развития ребенка «Сказка» является структурным подразделением Дома творчества Октябрьского АО г. Омска и осуществляет свою работу на основании Устава Дома детского творчества, Правил внутреннего распорядка, руководствуясь Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образователь ...

Цели и задачи внеучебной работы со студентами
Воспитание высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности – гражданина России, способной к высококачественной профессиональной деятельности и моральной ответственности за принимаемые инженерно-технические и другие решения Формирование у студентов нравственных, духовных и культур ...

Диагностика и динамика навыков диалогического общения в процессе организации культурно-досуговой деятельности на уроках английского языка
Важной частью моей курсовой работы явилась разработка и проведение педагогического исследования. Хотелось получить более точные характеристики изучаемого педагогического явления (развития диалогических навыков), изучить его связь с другими явлениями и определить наиболее эффективные условия их испо ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru