Для сравнения показателей контрольной и экспериментальной групп, до и после коррекционного воздействия предполагается использовать U-критерий Манна-Уитни.
U-критерий Манна-Уитни предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного.
Алгоритм
Гипотеза 0-уровень признака в группе 2 не ниже уровня признака в группе 1.
Гипотеза 1 – уровень признака в группе 2 ниже уровня признака в группе 1.
1. Перенести все данные испытуемых на индивидуальные карточки
2. Пометить карточки испытуемых выборки 1 одним цветом, а карточки выборки 2 – другие.
3. Разложить все карточки в единый ряд по степени нарастания признака, не считаясь с тем, к какой выборке они относятся.
4. Проранжировать значения на карточках, приписывая меньшему значению меньший ранг.
5. Вновь разложить карточки на две группы, ориентируясь на их цвет
6. Подсчитать отдельно сумму рангов каждой группы. Общая сумма рангов должна совпадать с расчетной. Расчетная сумма рангов определяется по формуле:
где N – общее количество ранжируемых значений.
7. Определить большую из двух ранговых сумм
8. Определить значение U по формуле:
где n1 – количество испытуемых в выборке 1;
n2 – количество испытуемых в выборке 2;
Тх – большая из двух ранговых сумм;
nх – количество испытуемых в группе с большей суммой рангов
9. Определить критические значения U
Если Uэмп > кр 0,05, Н0 принимается
Если Uэмп ≤ кр 0,05, Н0 отвергается.
Чем меньше значения U, тем выше достоверность различий.
1. Сравнение показателей уровня психомоторных функций в экспериментальной группе до и после коррекционного воздействия
№ п/п членов экспери- ментальной группы |
Показатели психомоторных функций до коррекционного воздействия |
Ранг |
Показатели психомоторных функций после коррекционного воздействия |
Ранг |
1 |
13,5 |
5,5 |
15,5 |
15,0 |
2 |
12,5 |
2,0 |
14,5 |
10,5 |
3 |
14,0 |
7,5 |
17,0 |
19,0 |
4 |
13,0 |
3,5 |
15,0 |
13,0 |
5 |
14,0 |
7,5 |
17,0 |
19,0 |
6 |
13,5 |
5,5 |
15,5 |
15,0 |
7 |
14,5 |
10,5 |
16,5 |
17,5 |
8 |
12,0 |
1,0 |
14,5 |
10,5 |
9 |
13,0 |
3,5 |
15,0 |
13,0 |
10 |
14,5 |
10,5 |
16,5 |
17,5 |
11 |
12,5 |
2,0 |
14,5 |
10,5 |
12 |
12,0 |
1,0 |
14,5 |
10,5 |
13 |
14,0 |
7,5 |
17,5 |
20,0 |
14 |
14,0 |
7,5 |
17,5 |
20,0 |
15 |
12,0 |
1,0 |
14,5 |
10,5 |
16 |
12,5 |
2,5 |
14,5 |
10,5 |
17 |
13,0 |
3,5 |
15,5 |
15,0 |
18 |
14,5 |
10,5 |
16,5 |
17,5 |
19 |
12,5 |
2,0 |
14,5 |
10,5 |
20 |
13,5 |
5,5 |
15,5 |
15,0 |
Сумма |
265 |
100 |
312 |
289,5 |
Среднее |
13,25 |
Прочие статьи:
Коррекционно-диагностическая программа для детей младшего дошкольного
возраста с недоразвитием речи
Отправной точкой коррекционной программы является комплексное обследование педиатра, воспитателя, психолога, логопеда, дефектолога, рефлексотерапевта. Это служит базисом для организации командной работы этих специалистов. Благодаря ее преемственности снижается тяжесть социальной дезадаптации ребенк ...
Особенности овладения словообразованием и словоизменением в онтогенезе и
при дизонтогенезе
Алексеева М.М., Яшина В.И., Лепская Н.И., Арушанова А.Г., Фомичева М.Ф. рассматривали проблемы развития словообразования и словоизменения детей с нормой речевого развития. По мнению Арушановой А.Г. основным источником развития навыков словообразования и словоизменения детей является повседневное об ...
Экологизация современного учебного процесса
В век научно-технического прогресса непомерно возросло влияние человека на окружающую природную среду. Последствия, которые следуют за непродуманными, скоропалительными технологическими решениями, ставят перед человечеством вопрос том, какой останется природа последующим поколениям. В связи с этим ...