В ходе педагогической практики в МОУ «Основная общеобразовательная школа № 14» г.Вологды были проанализированы письменные работы учащихся 5 и 6 классов с целью выявления ошибок, связанных с нарушением лексических норм русского языка.
В 5 классе было проверено 25 тетрадей по развитию речи. В течение месяца учащимися были выполнены такие виды работ, как изложение и сочинение.
В 6 классе проверено 23 тетради, содержащих подобные виды работ (изложение по тексту учебника, сочинение-рассуждение).
Таблица. В работах учащихся 5 и 6 классов были выявлены следующие речевые ошибки, связанные с нарушением лексических норм:
Типы ошибок |
Пример ошибки |
5 класс |
6 класс | |
1. |
Употребление слова в несвойственном ему значении |
Костёр всё больше и больше распалялся. |
9 |
12 |
2. |
Неразличение синонимичных слов |
Идеи Серёжи были храбрыми. |
2 |
- |
3. |
Смешение паронимов |
У Серёжи было праздное настроение. |
2 |
2 |
4. |
Нарушение лексической сочетаемости |
Он причинил ему много радости. |
4 |
5 |
5. |
Лексическая избыточность |
По дорожке бежал молодой щенок. |
7 |
9 |
6. |
Ошибки, связанные с употреблением омонимов и многозначных слов |
В питомнике, который питался за счёт клубного собаководства, было много собак. |
2 |
2 |
7. |
Лексическая неполнота |
Его достоинство было в том, что ничего лишнего. |
1 |
- |
8. |
Искажение фразеологических оборотов |
Он постоянно сидел сложив руки. |
2 |
1 |
9. |
Употребление слов иной стилевой окраски |
Пришвин – автор шикарных произведений. |
5 |
3 |
10. |
Неудачное употребление местоимений |
После своего убийства им овладел страх |
1 | |
11. |
Неоправданное употребление просторечных и диалектных слов |
Неожиданно на подмогу пришёл мой друг Ванька. |
- |
1 |
12. |
Ошибки, связанные с употреблением антонимов |
Лицо Ваньки было радостным, хотя и суровым. |
1 |
1 |
Прочие статьи:
Методические разработкимероприятий по повышению экологической культуры младших школьников
Как известно, воспитание в широком смысле слова – это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания. Обучение же – это процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование человека. На уроке решаются три задачи: обра ...
Дифференцированное выставление отметки по физической и технической подготовленности
учащихся
При оценке физической подготовленности учитывается как максимальный результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения (т.е. прирост результатов) имеют приоритетное значение. При выставлении отметки по физической культуре учитываются и теоретические знания, и техника выполнения д ...
Организация работы по обучению детей младшего дошкольного возраста принятию
роли в игре
Исходя из полученных данных нами была намечена работа по проведению формирующего этапа исследования, цель которого: подобрать и провести серию различных занятий, игр и упражнений для обучения принятию роли детей младшего дошкольного возраста принятию роли в игре. Определив уровень умения детей млад ...