В ходе педагогической практики в МОУ «Основная общеобразовательная школа № 14» г.Вологды были проанализированы письменные работы учащихся 5 и 6 классов с целью выявления ошибок, связанных с нарушением лексических норм русского языка.
В 5 классе было проверено 25 тетрадей по развитию речи. В течение месяца учащимися были выполнены такие виды работ, как изложение и сочинение.
В 6 классе проверено 23 тетради, содержащих подобные виды работ (изложение по тексту учебника, сочинение-рассуждение).
Таблица. В работах учащихся 5 и 6 классов были выявлены следующие речевые ошибки, связанные с нарушением лексических норм:
Типы ошибок |
Пример ошибки |
5 класс |
6 класс | |
1. |
Употребление слова в несвойственном ему значении |
Костёр всё больше и больше распалялся. |
9 |
12 |
2. |
Неразличение синонимичных слов |
Идеи Серёжи были храбрыми. |
2 |
- |
3. |
Смешение паронимов |
У Серёжи было праздное настроение. |
2 |
2 |
4. |
Нарушение лексической сочетаемости |
Он причинил ему много радости. |
4 |
5 |
5. |
Лексическая избыточность |
По дорожке бежал молодой щенок. |
7 |
9 |
6. |
Ошибки, связанные с употреблением омонимов и многозначных слов |
В питомнике, который питался за счёт клубного собаководства, было много собак. |
2 |
2 |
7. |
Лексическая неполнота |
Его достоинство было в том, что ничего лишнего. |
1 |
- |
8. |
Искажение фразеологических оборотов |
Он постоянно сидел сложив руки. |
2 |
1 |
9. |
Употребление слов иной стилевой окраски |
Пришвин – автор шикарных произведений. |
5 |
3 |
10. |
Неудачное употребление местоимений |
После своего убийства им овладел страх |
1 | |
11. |
Неоправданное употребление просторечных и диалектных слов |
Неожиданно на подмогу пришёл мой друг Ванька. |
- |
1 |
12. |
Ошибки, связанные с употреблением антонимов |
Лицо Ваньки было радостным, хотя и суровым. |
1 |
1 |
Прочие статьи:
Экспериментальное исследование процесса влияния дидактической игры на
самостоятельную познавательную деятельность детей
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе – это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам ...
Инновационные подходы к организации учебного процесса в условиях интеграции
образовательных учреждений
Модернизация профессионального образования является официально признанной стратегией государственной политики Российской Федерации. Ключевой момент модернизации образования – введение в учебный процесс актуальных инноваций, цель которых – улучшение качества профессионального образования. Одним из о ...
Метод проектов: история и теория вопроса
Термин «проект» выходит далеко за пределы сферы образования. В повседневной жизни и в производственных процессах этот термин обозначает разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков, делающие их проектами: направленность на достижение конкретных целей; координированное выполнение взаимосвяз ...