Формирование экологической культуры подростков

В современную эпоху экологические проблемы затрагивают интересы каждого человека, человечество в целом.

Вопрос об экологическом образовании сам по себе не новый. Он получил развитие в работах И. Т. Суравегиной (экологизация курсов биологии и создание курсов по экологии человека), А. Н. Захлебного (методика организации экологических троп), Н. Н. Черновой (модель экологического образования в нашей стране) и других исследователей. В этих работах большое значение отводится школе, которая призвана дать подрастающему поколению представления о взаимосвязи окружающей среды и здоровья человека. В целом под экологической культурой принято понимать сплав знаний, убеждений, навыков и умений в области взаимоотношений природы и человека

Экологическая культура (по Н. М. Романенко) — это сложное личностное образование в себя:

· ответственность за состояние окружающей среды;

· наличие экологических взглядов и убеждений;

· опыт деятельности по изучению и охране природной среды;

· системe научных понятий по проблемам экологии и биологии .

Показателями экологической культуры является внешний и внутренний уровни культурности. Они тесно связаны между собой: внутренний уровни культурности определяет внешний уровень, который в свою очередь проявляется в поступках, словах и делах людей, в стиле общения с окружающими . В структуре экокультуры принято выделять семь компонентов: мотивационно-целевой, содержательный, операционный, личностно-волевой, эстетический, валеологический, этико-правовой. Соотношение выделенных компонентов экологической культуры с психофизиологическими особенностями подростков позволило предположить, а экспериментальная проверка позволила сделать вывод о том, что в подростковый период наиболее значительными являются мотивационно-целевой (формируются взгляды и убеждения относительно природы, сбережения ее богатств) и операционный компоненты. Начинает развиваться содержательный компонент (система научных знаний по экологии биологии и охране природы).

На основании этого нами было выделено три уровня развития экологической культуры: низкий, средний, высокий.

Подросток с высоким уровнем развития экологической культуры, как правило, имеет широкий кругозор, более полные знания по экологии и биологии, т.к. много читает дополнительной литературы. Ответы на поставленные вопросы у него аргументированы. Такой подросток способен к объективной оценке поступков товарищей в природе, самокритичен к собственным действиям. Общителен, легко находит общий язык со сверстниками. Принимает активное участие в разработке и проведении мероприятий, посвященных дню защиты природы, дню птиц и т.д.

Подросток со средним уровнем развития экологической культуры, как правило, отличаются по степени полноты знаний в области экологии и биологии. Не умеет при ответах оперировать основными понятиями по экологии и биологии. Подчас он необъективен в оценке своих поступков в природе. Принимает активное участие в общеуниверситетских и экологических мероприятиях.

Подросток с низким уровнем развития экологической культуры имеет узкий кругозор, знания по экологии и биологии носят фронтальный характер. Полностью отсутствует самокритичность. Такие студенты не знают основных норм поведения в обществе, проявляют грубость в общении с другими людьми. Не принимают участия в мероприятиях посвященных экологическим проблемам. Недостаточно развита мировоззренческая культура, творческое мышление.Все это препятствует восприятию экологических проблем, как личностно значимых.


Прочие статьи:

Методика формирования умений творческой деятельности учителя информатики
Составными компонентами умения творческой деятельности являются: наличие объекта, на который направлено действие; знание объекта действия (его состава и состояния в данный момент); наличие задания и понимание его сущности; знание способов действия; перенос действия в новые ситуации. Научное отражен ...

Выявление нарушений оптико – пространственных функций у младших школьников с оптической дисграфией
Экспериментальное изучение проводилось с сентября по декабрь 2004 года на базе общеобразовательной школы № 4 п. Кундур с учащимися 1-2 классов. Исследование проводилось в несколько этапов, констатирующий, формирующий, контрольный в количестве 20 человек. 1 этап констатирующий, цель данного этапа: р ...

Условия и методы формирования культурно – гигиенических навыков
К числу основных условий успешного формирования культурно – гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых. Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудова ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru