Роль диалогического общения в освоении иностранного языка детьми младшего школьного возраста

Статьи об образовании » Роль диалогического общения в освоении иностранного языка детьми младшего школьного возраста

Изучение иностранного языка в школьном возрасте благотворно влияет на общее психологическое развитие ребенка, его речевые способности, на расширение общего кругозора.

Согласно Программе обучения иностранным языкам, учащиеся должны овладеть умением участвовать в общении с целью обмена информацией, побуждения собеседника к выполнению какого-либо действия или деятельности в связи с предъявленной ситуацией общения.

Основной целью обучения английскому языку в школе является развитие у школьников способности к общению на изучаемом языке. В процессе диалогического общения принимают участие более двух учеников, между которыми происходит многократный обмен мнениями, что предполагает формирование у учащихся коммуникативной компетенции.

Рассмотрение вопросов, связанных с раскрытием резервных возможностей диалога как интерактивного процесса создания межличностного иноязычного пространства, является актуальным не только для исследования проблем общения в контексте учебно-познавательной коммуникативной деятельности, но и современного понимания содержания и форм культурно-досуговой деятельности на иностранном языке.

Понятие диалога не является новым. Под диалогом понимается определенная форма речи, при которой в равной степени активны все ее участники. Психологическое содержание понятия диалога гораздо глубже. Оно выражает определенный характер отношений между личностями его участников, в частности, отношений общности, единства содержательно-психологического пространства общающихся, их взаимопроникновения в жизненное бытие друг друга. Психологи в разработке проблемы педагогического общения заостряют внимание на оптимизации общения, поиска наиболее эффективных механизмов взаимодействия.

Анализ существующих исследований в современной психологической науке, посвященной диалогу как высшему уровню общения, позволяет выделить следующие его психологические детерминанты: активное диалогическое отношение к собеседнику; признание неповторимости и уникальности личности, безусловное ее принятие; безоценочное отношение, принятие другого; доброжелательность и доверительность в отношениях партнеров по общению как выражение любви друг к другу; эмоциональная и личностная открытость партнеров друг другу; искренность в выражении чувств, переживаний в общении с партнером; ориентация на актуальное состояние личности по принципу «Здесь и теперь»; творческий характер активности, совершаемой в общении; свобода от стереотипов прошлого, непредвзятость взглядов, мыслей по отношению к другому человеку.

Актуальность проблемы и темы исследования обусловлена противоречием, с одной стороны, между необходимостью формирования диалогических навыков у учащихся начальной школы и недостаточной разработанностью проблемы организации культурно-досуговой деятельности как средства формирования диалогических навыков в начальной школе. Таким образом проблема исследования заключается в поиске способов формирования навыков диалогического общения в контексте культурно-досуговой деятельности.

Цель исследования: теоретически доказать, что культурно-досуговая деятельность является средством формирования навыков диалогического общения у детей младшего школьного возраста при обучении иностранному языку.

Объект: процесс формирования диалогических навыков у учащихся.

Предмет: культурно-досуговая деятельность как средство формирование диалогических навыков у учащихся.

Гипотеза исследования - освоение навыков диалогического общения проходит более продуктивно в контексте культурно-досуговой деятельности.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:

1) изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;

2) дать характеристику диалогической речи и рассмотреть цели, задачи и содержание диалогической речи

3) изучить технологию обучения и систему упражнений диалогической речи в контексте культурно-досуговой деятельности.

В целях реализации поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования:

теоретические методы — сравнительно-сопоставительный ретроспективный анализ психолого-педагогической и методической литературы, научной методики по проблеме исследования;

эмпирические методы - опытно-экспериментальная работа, включившая в себя диагностический, констатирующий и формирующий этапы; опрос, тестирование, выполнение учебных заданий и качественный анализ результатов экспериментальной базы.

База исследования: Экспериментальная работа проводилась в МОУ СОШ №12.

Исследование осуществлялось в несколько этапов:

сбор информации по проблеме исследования

анализ психолого-педагогической и методической литературы

разработка модели эксперимента

проведение эксперимента

интерпретация результатов исследования

подготовка к написанию курсовой работы.

Новизна данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть формирование диалогических навыков не только в рамках урока, но и в контексте культурно-досуговой деятельности. Изучение способов и механизмов возникновения коммуникативных и диалогических навыков, и их развитие. Влияние культурно-досуговой деятельности на возникновения языковых новообразований. Также научная новизна заключается в том, чтобы конкретизировать понятия образования диалогических и коммуникативных навыков с учетом влияния культурно-досуговой деятельности; определены и экспериментально проведены способы активизации диалогических навыков .

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении терминологического поля проблемы за счет уточнения сущности и содержания понятий: диалог, диалогическое общение, культурно-досуговая деятельность.

Практическая значимость исследования заключается в том, что нам удалось разработать и доказать, что навыки диалогического общения могут быть успешно сформированы/развиты не только на уроках аглийского языка, но и при помощи культурно-досуговой деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на международной студенческой научно-практической конференции «Студенты вузов – школе и производству» .


Прочие статьи:

Деятельность педагога-психолога по коррекции социального развития дошкольников с ЗПР
Изученные ранее особенности общения, присущие детям старшего дошкольного возраста с ЗПР, подтвердили необходимость целенаправленной коррекционно-педагогической работы по формированию социально-коммуникативных навыков этих детей. Е.С. Слепович определены основные направления коррекционной работы по ...

Диагностика уровня сформированности бережливости у детей младшего школьного возраста
Исходя из того, что наиболее эффективным способом получения информации о количественных изменениях показателя деятельности и поведения объекта в результате воздействия на него управляемых и контролируемых фактов, является педагогический эксперимент, был применен этот метод. Целью опытно - исследова ...

Организация и методы исследования
Исследование проводилось в спецшколе г. Красноярска. Для изучения процесса воспитания детей с нарушениями интеллекта в семье была выбрана группа испытуемых 12-13 лет в количестве 12 человек, из них 5 девочек и 7 мальчиков. Дети обучаются в 5 классе. Диагноз детей - олигофрения в степени дебильности ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru