нравственный воспитание школьник сказка
Основным содержанием уроков литературного чтения в начальной школе, а особенно в первом классе, является устно народное творчество.
Русские сказки – источник нравственных понятий и ценностных смыслов. Русская педагогика на протяжении многих веков отзывалась о сказках как об эффективном педагогическом средстве нравственного воспитания детей. Так, К.Д. Ушинский писал, что «если детям повторять хоть тысячу раз одно и то же нравственное поучение, оно для них все же останется «мертвою буквою», но если рассказать им сказку, проникнутую той же мыслью, – ребенок будет взволнован и потрясен ею».
Одним из первых, кто включил произведения устного народного творчества в процесс обучения детей был Владимир Федорович Одоевский (1803–1869). «Его «Сказки дедушки Иринея» (псевдоним Одоевского) своей высокохудожественной формой пробуждали у детей фантазию, способствовали развитию речи, расширяли круг нравственных представлений.
В.Ф. Одоевский рассматривал сказки и другие малые жанры устного народного творчества как своеобразные «духовные снаряды», изобретенные народной педагогикой, которые целенаправленно пробуждают у ребенка все духовные, нравственные, физические силы, способствуют развитию речи и мышления. В.Ф. Одоевский рекомендовал проводить «разговоры с детьми», побуждая их размышлять, придумывать свои истории благополучного спасения героев и наказания злодеев и др.
Большое значение обучение детей на основе произведений устного народного творчества придавал В.Г. Белинский (1811–1848). Он писал: «Душа младенца – дерево в зерне, человек в возможности!»
Питательной почвой для произрастания человека, через раскрытия его возможностей является сказка, пословица, поговорка, которые в художественной, выразительно-образной форме знакомят детей с окружающим миром, с народной мудростью, с нравственными представлениями.
Одним из активных пропагандистом устного народного творчества в обучении детей был Лев Николаевич Толстой (1828–1910). Эти произведения, созданные народом, великий писатель считал наиболее эффективным средством, облагораживающим душу, сердце, умственные и нравственные силы ребенка.
Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870) упорно боролся за осуществление воспитания и обучения детей на родном языке. Ребенок, считал Ушинский, начинает усваивать элементы народной культуры и нравственности уже в раннем возрасте, и прежде всего путем знакомства с произведениями устного народного творчества.
Народные сказки явились основой знаменитых авторских, литературных сказок А.С. Пушкина, В. Жуковского, П. Ершова и других русских писателей.
Успешность использования народных сказок в нравственном воспитании младших школьников объясняется их особенностями:
1) Гуманистическая мораль народной сказки утверждает взаимопомощь в труде, заботу о слабых, верность дружбе и разоблачает насилие и обман, процветавшие в эксплуататорском обществе. Так, храбрый кот сражается с коварной лисой, защищая «братика-петушка»; дружно и смело выступая против хищников, домашние животные побеждают диких зверей.
2) Художественная форма сказок вполне отвечает возрастным особенностям восприятия детей младшего школьного возраста. Объем каждой сказки невелик, сюжет несложен: заяц встречает быка, медведя, петуха («Ледяная и лубяная избушка»), в теремок мышки по очереди приходят лягушка, заяц, лиса, волк, медведь. При такой композиции соблюдается последовательность в образах животных – от самого маленького к самому большому (либо наоборот). Это помогает ребенку сравнивать и сопоставлять сказочных зверей, их поступки и характеры.
3) В народных сказка представлены и модели поведения детей: в них высмеивается обжорство («Глиняный Иванушка»), раскрывается необходимость заботы о младших («Гуси-лебеди»), прославляется самоотверженная любовь сестры к брату («Сестрица Аленушка»).
Маленькие герои этих сказок воплощают в себе лучшие качества человека, которые стремилась воспитать в детях народная педагогика. Они трудолюбивые и скромные (девочка из сказки «Морозко»), находчивы и сообразительны (Лутонюшка), добры и к людям, и к животным.
В то же время образы детей в сказках не идеализированы. Они совершают ошибки, причем подобные ошибки в жизни свойственны именно детям. В характерах сказочных персонажей выступают вполне реалистические черты. Девочка, заигравшись с подружками, забывает о маленьком братце. Ивашечка становится жертвой собственной доверчивости, наивно следует уговорам ведьмы, которая его едва не погубила.
4) Действие в сказках, как правило, развивается быстро, динамично, что импонирует подвижной натуре младших школьников. Сказка не перегружена героями. В центре событий находится один главный герой, чаще всего с резко очерченными положительными или отрицательными чертами характера. Он попадает в тяжелые обстоятельства и, к радости детей, успешно преодолевает их, вызывая восхищение.
Прочие статьи:
Изучение развития речевой моторики у старших дошкольников
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе МДОУ II категории №28 в старшей группе. Группу посещают 19 детей, 8 из них, имеют речевые нарушения и посещают занятия логопеда на логопедическом пункте они и составили экспериментальную группу. В контрольную группу вошло также 8 детей из парал ...
Обучение школьников методам страховки
Под страховкой следует понимать готовность преподавателя своевременно оказать помощь исполнителю упражнений в случае неудачного выполнения. Страховка имеет немаловажное психологическое значение, особенно при выполнении упражнений, связанных с риском. Варианты страховки используются в зависимости от ...
Выявление нарушений оптико – пространственных функций у младших школьников
с оптической дисграфией
Экспериментальное изучение проводилось с сентября по декабрь 2004 года на базе общеобразовательной школы № 4 п. Кундур с учащимися 1-2 классов. Исследование проводилось в несколько этапов, констатирующий, формирующий, контрольный в количестве 20 человек. 1 этап констатирующий, цель данного этапа: р ...