Народная сказка как средство нравственного воспитания младших школьников

Статьи об образовании » Художественное слово в нравственном воспитании учащихся начальной школы » Народная сказка как средство нравственного воспитания младших школьников

Страница 1

нравственный воспитание школьник сказка

Основным содержанием уроков литературного чтения в начальной школе, а особенно в первом классе, является устно народное творчество.

Русские сказки – источник нравственных понятий и ценностных смыслов. Русская педагогика на протяжении многих веков отзывалась о сказках как об эффективном педагогическом средстве нравственного воспитания детей. Так, К.Д. Ушинский писал, что «если детям повторять хоть тысячу раз одно и то же нравственное поучение, оно для них все же останется «мертвою буквою», но если рассказать им сказку, проникнутую той же мыслью, – ребенок будет взволнован и потрясен ею».

Одним из первых, кто включил произведения устного народного творчества в процесс обучения детей был Владимир Федорович Одоевский (1803–1869). «Его «Сказки дедушки Иринея» (псевдоним Одоевского) своей высокохудожественной формой пробуждали у детей фантазию, способствовали развитию речи, расширяли круг нравственных представлений.

В.Ф. Одоевский рассматривал сказки и другие малые жанры устного народного творчества как своеобразные «духовные снаряды», изобретенные народной педагогикой, которые целенаправленно пробуждают у ребенка все духовные, нравственные, физические силы, способствуют развитию речи и мышления. В.Ф. Одоевский рекомендовал проводить «разговоры с детьми», побуждая их размышлять, придумывать свои истории благополучного спасения героев и наказания злодеев и др.

Большое значение обучение детей на основе произведений устного народного творчества придавал В.Г. Белинский (1811–1848). Он писал: «Душа младенца – дерево в зерне, человек в возможности!»

Питательной почвой для произрастания человека, через раскрытия его возможностей является сказка, пословица, поговорка, которые в художественной, выразительно-образной форме знакомят детей с окружающим миром, с народной мудростью, с нравственными представлениями.

Одним из активных пропагандистом устного народного творчества в обучении детей был Лев Николаевич Толстой (1828–1910). Эти произведения, созданные народом, великий писатель считал наиболее эффективным средством, облагораживающим душу, сердце, умственные и нравственные силы ребенка.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870) упорно боролся за осуществление воспитания и обучения детей на родном языке. Ребенок, считал Ушинский, начинает усваивать элементы народной культуры и нравственности уже в раннем возрасте, и прежде всего путем знакомства с произведениями устного народного творчества.

Народные сказки явились основой знаменитых авторских, литературных сказок А.С. Пушкина, В. Жуковского, П. Ершова и других русских писателей.

Успешность использования народных сказок в нравственном воспитании младших школьников объясняется их особенностями:

1) Гуманистическая мораль народной сказки утверждает взаимопомощь в труде, заботу о слабых, верность дружбе и разоблачает насилие и обман, процветавшие в эксплуататорском обществе. Так, храбрый кот сражается с коварной лисой, защищая «братика-петушка»; дружно и смело выступая против хищников, домашние животные побеждают диких зверей.

2) Художественная форма сказок вполне отвечает возрастным особенностям восприятия детей младшего школьного возраста. Объем каждой сказки невелик, сюжет несложен: заяц встречает быка, медведя, петуха («Ледяная и лубяная избушка»), в теремок мышки по очереди приходят лягушка, заяц, лиса, волк, медведь. При такой композиции соблюдается последовательность в образах животных – от самого маленького к самому большому (либо наоборот). Это помогает ребенку сравнивать и сопоставлять сказочных зверей, их поступки и характеры.

3) В народных сказка представлены и модели поведения детей: в них высмеивается обжорство («Глиняный Иванушка»), раскрывается необходимость заботы о младших («Гуси-лебеди»), прославляется самоотверженная любовь сестры к брату («Сестрица Аленушка»).

Маленькие герои этих сказок воплощают в себе лучшие качества человека, которые стремилась воспитать в детях народная педагогика. Они трудолюбивые и скромные (девочка из сказки «Морозко»), находчивы и сообразительны (Лутонюшка), добры и к людям, и к животным.

В то же время образы детей в сказках не идеализированы. Они совершают ошибки, причем подобные ошибки в жизни свойственны именно детям. В характерах сказочных персонажей выступают вполне реалистические черты. Девочка, заигравшись с подружками, забывает о маленьком братце. Ивашечка становится жертвой собственной доверчивости, наивно следует уговорам ведьмы, которая его едва не погубила.

4) Действие в сказках, как правило, развивается быстро, динамично, что импонирует подвижной натуре младших школьников. Сказка не перегружена героями. В центре событий находится один главный герой, чаще всего с резко очерченными положительными или отрицательными чертами характера. Он попадает в тяжелые обстоятельства и, к радости детей, успешно преодолевает их, вызывая восхищение.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Педагогические принципы и нововведения Шацкого
Остановимся только на некоторых сторонах его творчества. Шацкий первым в России создал клубные учреждения для детей пролетарской окраины Москвы — Марьиной Рощи. Конечно, «домик в Вадковском переулке» как внешкольное учреждение общества «Детский труд и отдых» кардинальным образом отличается от совре ...

Развитие творческих способностей учащихся в процессе проведения физического практикума в основной школе
Физическое образование в средней школе наряду с гуманитарным, социально-экономическим, математическим и технологическим обеспечивает всестороннее развитие личности школьника, готовит подрастающее поколение к самостоятельной жизни. Оно вносит вклад в достижение общей педагогической цели школы, обесп ...

Особенности коррекционной работы по развитию умения употреблять сложные предложения при ОНР
С методической стороны те или иные нарушения влияют на ход формирования практических умений в употреблении сложных синтаксических конструкций; это связано в большей мере с особенностями восприятия и произносительными навыками (сравните – слабослышащего школьника и учащихся с общим недоразвитием реч ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru