Выбор профессии

Страница 1

"Согласно конституции СССР, существует право на выбор профессии и принадлежит оно самим выбирающим людям" Климов Е.А.

"Выбор профессии – это выбор пути обучения профессии, это проектирование трудового жизненного пути"

Однако отмечается, что выбор, направленный на построение профессионального пути не окончательный раз и навсегда. Профессиональный путь представляет из себя череду выборов. Считается даже, "чтобы продлить деловую молодость", надо сменить направление деятельности от двух-трех, до пяти-семи раз для представителей различных специальностей.

"Проектирование профессиональной карьеры – процесс постоянный и требующий от человека умения делать выбор, принимать ответственные решения, анализировать свои личностные и профессиональные достоинства и недостатки, меняться в сложных жизненных ситуациях" (Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Мандрикова)

Выбор профильного направления при переходе в 10 класс – это еще не в полном смысле выбор профессии, а только формирование основы для этого выбора. Выбор профиля, как и выбор профессии, является первым звеном в цепочке последовательных жизненных выборов. (Пишет Д.А. Леонтьев.)

Как показывает практика, выбор своего профессионального пути меняется даже после окончания института или университета, не смотря на то, что выбор и учебного заведения и специальности казался обдуманным и осознанным.

Эти утверждения еще более подчеркивают значимость умения самостоятельно, ответственно и осознанно выбирать.

Каким образом происходит этот выбор и, что следует учитывать, осуществляя его?

При всем многообразии индивидуальных ситуаций выбора профессии все они имеют общую структуру. Климов выделяет восемь важнейших типов обстоятельств, которые нужно принять во внимание при обдумывании профессионального будущего.

Типы обстоятельств в ситуации выбора:

Позиция старших членов семьи

Позиция товарищей, подруг (сверстников)

Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя

Личные профессиональные планы

Главная цель (что буду делать, какой трудовой вклад внесу, каким буду, с кем буду, где буду, чего достигну; мой идеал жизни и деятельности)

Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (первая область деятельности, специальность, работа, трудовая проба сил; чему и где учиться, перспективы профессионального роста)

Пути и средства достижения ближайших жизненных целей (изучение справочной литературы, беседы со знающими людьми, самообразование, поступление в определенное профессиональное заведение)

Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей)

Внутренние условия достижения целей (свои возможности: состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение, склонности к практической или теоретической работе и другие личные качества, необходимые для учебы и работы по данной специальности)

Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов

Способности

Уровень притязаний на общественное признание

Информированность

Склонности

Когда уже выбор совершен, по каким параметрам можно узнать степень его осознанности, качество выбора? Рассмотрим критерии осознанного выбора.

Критерии осознанного выбора профессии.

Осознанный выбор происходит, когда человек осознает свои цели, осознает основания предпочтения выбранной альтернативы, прогнозирует последствия выбора, когда выбор, совершается самостоятельно, ответственность за него человек несет сам, прежде всего, перед собой.

Д.А. Леонтьев пишет: "Оценить "качество" выбора можно по тому, насколько ответственно он был сделан, и насколько выбор понимается как сделанный самостоятельно"

В социологических исследованиях в качестве одного из критериев осознанности профессионального выбора выделяют конкретизацию намерений.

Различают: 1) полную конкретизацию намерения, при которой опрашиваемый указывает название предполагаемого места учебы или работы и будущую профессию; 2) частичную конкретизацию, при которой указана или только будущая профессия, или только место будущей учебы и работы; 3) неконкретное намерение, если не указано ни то, ни другое.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Психолого–педагогические особенности познавательной деятельности младшего школьника
Деятельностный подход к процессу учения требует анализа его как целостной системы, как реального процесса решения задач, стоящих перед человеком, являющимся субъектом этой деятельности. Деятельность субъекта всегда отвечает какой – то его потребности. Она направлена на предмет, способный удовлетвор ...

Игры в физическом воспитании младших школьников
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающей великой воспитательной силой. Игра является сокровищницей человеческой культуры. Огромно их разнообразие, они отражают все области материального и духовного творчества людей. Естественно, что изучением игр за ...

Функционально-деятельностные характеристики воспитательной деятельности педагога
Воспитательная деятельность имеет ряд функционально-деятельностных характеристик. Среди них можно выделить цели, приоритеты, функции воспитательной деятельности, ее психологические особенности. Цели воспитательной деятельности педагога В исследованиях последних лет подчеркивается, что вопрос о цели ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru