Речь играет важную функцию в жизни человека. Она является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этого люди не могли бы организовывать совместную деятельность, добиваться взаимного понимания.
Воспитание речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и связное высказывание, является необходимым условием полноценного развития личности.
Для развития звуковой стороны речи имеет огромное значение развитие подвижных мышц артикуляционной моторики: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы в своей работе, а речедвижение соотнесено с соответствующими слуховыми ощущениями. Физиологи И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.А.Бернштейн придавали большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. В настоящее время возрастает число людей, имеющих то или иное речевое нарушение. Основным средством для развития речевой моторики является артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика – это система упражнений, направленных на выработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Воспитание «чистой» речи у детей – это серьезная задача, стоящая перед родителями, логопедами, воспитателями и учителями.
На основании анализа психолого-педагогической литературы и опыта работы в системе дошкольного образования была сформулирована проблема исследования, которая определяется противоречиями между потребностью общества в правильном звукопроизношении с одной стороны и существующими традициями в дошкольной педагогике по развитию речевой моторики с другой стороны.
Актуальность проблемы послужила основанием для выбора темы исследования «Развитие речевой моторики у детей шестого года жизни средствами артикуляционной гимнастики»
Цель исследования состоит в определении влияния комплекса артикуляционной гимнастики, направленного на развитие речевой моторики у детей шестого года жизни.
Объектом исследования является процесс развития речевой моторики у детей шестого года жизни.
Предмет исследования – артикуляционная гимнастика как средство развития речевой моторики у детей шестого года жизни.
Гипотеза исследования состоит в предположении того, что развитие речевой моторики у детей шестого года жизни средствами артикуляционной гимнастики, в условиях дошкольного образовательного учреждения, станет более эффективной, если:
Систематически реализовывать комплекс артикуляционной гимнастики, направленный на развитие речевой моторики включающий введение индивидуальных занятий и обеспечение развития артикуляционной моторики дошкольников на всех этапах образовательного процесса в дошкольном учреждении;
Сформировать убежденность всех субъектов образовательно-воспитательного процесса в необходимости использовать комплекс артикуляционной гимнастики по развитию речевой моторики.
В соответствии с целью и гипотезой в работе поставлены следующие задачи:
Изучить состояние проблемы, развития сложнокоординированных артикуляционных движений, в условиях дошкольного образовательного учреждения, в теории и практике педагогики.
Конкретизировать базовые понятия исследования: «речевая моторика», «артикуляционная гимнастика», «артикуляция».
Создать, обосновать и экспериментально проверить эффективность комплекса артикуляционной гимнастики по развитию речевой моторики у детей шестого года жизни.
Определить взаимодействие в работе всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.
Для решения проблемы исследования и проверки правильности выдвинутой гипотезы использовались следующие методы педагогического исследования: наблюдение, беседа, эксперимент.
Опытно-экспериментальная работа проходила в три этапа:
На первом этапе, который проходил с ноября 2009 по январь 2010 года, было определено состояние проблемы в теории и практике педагогики, разработаны и изучены диагностические методики для определения уровня сформированности речевой моторики у старших дошкольников.
На втором этапе, который осуществлялся с января по 10 апреля 2010 года, выявлен уровень сформированности речевой моторики у детей шестого года жизни экспериментальной и контрольной группы из числа детей МДОУ детский сад II категории № 28 г. Коркино, и реализован разработанный комплекс артикуляционной гимнастики.
Цель третьего этапа опытно-экспериментальной работы, который осуществлялся в апреле 2010 года, состояла в том, чтобы провести контрольный этап эксперимента; собрать, систематизировать, проанализировать и обобщить результаты опытно-экспериментальной работы.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по развитию речевой моторики средствами артикуляционной гимнастики, которое адресовано воспитателям и родителя детей старшего дошкольного возраста.
Прочие статьи:
ОНР - как психолого- педагогическая проблема
Проблемой общего недоразвития речи занимались многие исследователи, среди них Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Е. Ляско, Л.Н. Ефименкова, Л.С. Волкова, С.Н. Шахновская и др. Общее недоразвитие речи - это различные, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов ре ...
Самостоятельная читательская деятельность на уроках внеклассного
чтения
Внеклассное чтение в начальной школе является обязательной подготовки детей к самостоятельному чтению. Цель внеклассного чтения – познакомить учащихся с детской литературой, входящей в круг чтения современного младшего школьника, сформировать интерес к книге, умения и навыки работы с ней, воспитать ...
Роль игрового метода в формировании навыков личной гигиены
Важнейшим средством разностороннего развития ребенка Н.К. Крупская считала игру, которую она рассматривала как его насущную потребность. Надежда Константиновна вскрыла социальную сущность игры, показала, что: « .игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. И ...