Уровень развития вербальной памяти умственно отсталых учащихся

Статьи об образовании » Развитие вербальной памяти у умственно отсталых учащихся » Уровень развития вербальной памяти умственно отсталых учащихся

Страница 1

Содержание работы по развитию вербальной памяти направлено на развитие ориентировочно - познавательной деятельности, на взаимосвязь между основными компонентами ментальной деятельности: действием, словом и образом.

На занятиях по развитию вербальной памяти можно выделить следующие задачи:

I. Создание у детей предпосылок к развитию мнемической деятельности: формирование целенаправленной деятельности в процессе выполнения практического и игрового задания; знакомство детей с проблемными практическими ситуациями.

II. Формирование способов ориентировки в условиях проблемной практической задачи и алгоритма ее выполнения.

III. Формирование у детей умений выполнять предметную классификацию по образцу, слову и самостоятельно.

С целью эффективной реализации указанных задач в педагогической практике коррекционных школ VIII вида используют три способа построения объяснений педагога по выполнению задания:

Целостный, когда дается весь план работы в целом. Дети должны выслушать целиком объяснение всех последовательных действий и только после этого приступить к работе.

Диктантный способ используется в самом начале обучения. При нем словесная инструкция делится на части и неоднократно повторяется ребенку на каждом этапе его действия. Вербальная инструкция может подкрепляться невербальными компонентами речи, оказанием различных видов помощи ребенку.

Комбинированный способ объяснения включает элементы целостной и диктантной инструкции. При нем знакомая часть задания выполняется детьми по целостной инструкции, а новый этап работы - по диктантной.

С целью выяснения особенностей и путей формирования вербальной памяти у детей с нарушениями интеллекта нами была проведена экспериментальная работа. Исследование проводилось на базе специальной (коррекционной) школы №4 города Хабаровска. Школа находится по адресу г. Хабаровск, ул. Кирова, 8. Возрастной диапазон детей – 7 - 9 лет с диагнозом “олигофрения в степени дебильности”. В эксперимента было задействовано 30 учеников. Количество учеников экспериментального класса составило 15 человек, контрольного класса – 13 человек.

Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень вербальной памяти у умственно отсталых учащихся контрольного и экспериментального классов.

На первом этапе исследовался объем, скорость, точность и прочность запоминания в зависимости от характера материала и от условий, в которых осуществлялось его запоминание и припоминание.

Эксперимент проводился на материале методик: “10 слов”, “Пиктограмма”, “Воспроизведение рассказов”, “Опосредствованное запоминание”, а так же тест на определение вербального мышления Й. Ерасика.

В первую очередь была использована методика вербального мышления. Целью данной методики является определение уровня вербального мышления, умения логически мыслить и отвечать на вопросы.

Экспериментатор пользуется бланк теста на определение уровня “Вербального мышления”.

Таблица 2.1 Бланк теста на определение уровня “Вербального мышления”

Вопросы

Правильный ответ

Неправильный ответ

Другие ответы

Баллы

1.

Какое животное больше: лошадь или собака?

0

- 5

2.

Утром мы завтракаем, а днем?

0

- 3

3.

Днем светло, а ночью?

0

- 4

4.

Небо голубое, а трава?

0

- 4

5.

Яблоки, груши, сливы, персики – это что?

+ 1

- 1

6.

Что такое: Москва, Калуга, Брянск, Тула, Ставрополь?

Города +1

- 1

Станции 0

7.

Футбол, плавание, хоккей, волейбол – это…

Спорт, физкультура +3

0

Игры, упраж. +2

8.

Маленькая корова – это теленок? Маленькая собака – это …? Маленькая лошадь?

Щенок, жеребенок +4

- 1

Кто-то один щенок или жеребенок 0

9.

Почему у всех автомобилей тормоза?

2 причины из следующих: тормозить с горы, на повороте, остановка в случае опасности столкновения, после окончания езды +1

- 1

Названа одна причина

10.

Чем похожи друг на друга молоток и топор?

2 общих признака +3

0

Назван один признак +2

11.

Чем различаются гвоздь и винт?

У винта нарезка +3

0

Винт завинчивается, а гвоздь забивается, у винта гайка +2

12.

Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем? Что у них одинаково?

На кошку (с выделением признаков подобия) 0

На курицу - 3

На кошку (без выделения признаков подобия) – 1

13.

Чем похожи друг на друга белка и кошка?

2 признака +3

0

1 признак +2

14.

Какие ты знаешь транспортные средства?

3 средства: наземное, водное, воздушное и т.п. +4

Ничего не названо или неправильно 0

3 наземных средства +2

15.

Чем отличается молодой человек от старого?

3 признака +4

0

1-2 признака +2

ИТОГО:

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Темперамент
Темпер-т – сов-ть св-тв хар-х динамич-е особенности протекания псих-х процессов и поведения чел-ка, их силу, скорость, возник-е, прекр-е и изменение. Темп-т оказ-т сущест-е влияние на формирование хар-ра и поведения чел-ка, иногда определ-т его поступки, индивид-ть, поэтому полностью отделить темп- ...

Экспериментальное исследование процесса влияния дидактической игры на самостоятельную познавательную деятельность детей
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе – это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам ...

Учебно-тематический план раздела «Художественная обработка ткани»
Учащиеся должны знать: - возможности техники вязания на спицах, материалы и инструменты; - свойства шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей; правила подбора спиц для вязания; - условные обозначения, применяемые при вязании на спицах; - технология вязания на двух и пяти спицах; - спосо ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru