В школьные годы учащиеся должны хорошо знать законодательные акты, которые им адресованы. Имеется в виду Конституция России, законодательство об ответственности несовершеннолетних за нарушение правопорядка. Эти правила переплетаются со следующими требованиями нравственного поведения: выполнять советы и распоряжения родителей, беречь и охранять природу, государственное, общественное и личное имущество, заботиться о своем здоровье, не пользоваться запрещенными предметами.
Необходимость работы по правовому воспитанию вызвана слабым знанием прав и обязанностей граждан России, выявленным в ходе диагностики учащихся школы.
Таблица 1
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | |
1. Знание документов о правах человека |
50% |
70% |
73% |
85% |
2. Знание прав ребенка: на образование; на жизнь; свобода мнений, выбора; на воспитание в семье; медицинское обслуживание. |
42% 38% 29% 10% 30% |
58% 40% 32% 18% 30% |
68,7% 43% 36% 20% 41% |
72% 62% 42% 25% 44% |
У ребят формируется устойчивый интерес к знанию и соблюдению прав несовершеннолетних детей.
Работа по правовому воспитанию строится по следующим направлениям:
Мое общество
Ребенок
Мои права
Мое отечество
Моя семья
Главный период формирования правосознания - это школьный возраст. Ребенок узнает много о правовых отношениях между людьми: возникает осознание себя субъектом права, т.е. правосознание гражданина.
В школьном возрасте ребенок вступает в межличностные отношения, новые для него и ему необходимо делать выбор. Этот выбор зависит от многих факторов. И от того, насколько человек способен делать выбор зависит его гражданская позиция.
Социальная роль школьника - нормативный образ поведения. С набором прав и обязанностей, которыми школьник овладеет постепенно, при постоянном усложнении их на каждом возрастном этапе.
Усложнение происходит за счет того, что с возрастом осуществляется переход в требованиях от регулирования поведения школьника со стороны воспитателя и коллектива к саморегулированию. В связи с этим изменяется характер его сотрудничества с коллективом и учителями.
Выполнение социальной роли всегда связано с определенным самочувствием. В зависимости от того, в какой мере оно подкреплено положительными эмоциями, роль становится желаемой.
Сущность же образования в том, что при достижении определенных нормативных требований, школьник осуществляет свой "рост", получает от этого удовольствие и стремится к сохранению тех способов поведения, которые обеспечивают ему хорошее самочувствие, что особенно важно для наших детей, живущих и обучающихся в оздоровительном заведении.
В целях усиления качества работы по правовому воспитанию разработана программа по данному направлению.
Таблица 2
1 ступень |
Форма работы | |
Правовой статус ребенка (права, обязанности, ответственность) на различных возрастных этапах. |
Беседа 5 - 7 классы. | |
Изучение прав ребенка: право на жизнь и воспитание в семье. |
7-8 класс | |
"Моя семья - мое богатство". |
Праздник 5 - 8 классы | |
Семейный кодекс о правах и обязанностях детей и родителей |
8 класс | |
Конвенция о правах ребенка |
8 класс, деловая игра | |
Гражданские права детей |
Диспут | |
"Я люблю учиться" (право детей на образование). Какой должна быть современная школа? |
Диспут | |
2 ступень | ||
Всеобщая Декларация прав человека |
8-9 классы | |
Конституция России на защите прав граждан |
8-9 классы, праздник | |
Деловая игра "Права ребенка" |
5-8 классы, праздник | |
Политическое устройство государства |
9 класс | |
Что значит быть гражданином России? |
8-9 класс, диспут | |
Избирательное право |
9 класс, деловая игра | |
Законопослушная страна - миф или реальность |
7-9 класс, диспут | |
Организация самоуправления в школе, классе (создание штаба дисциплины и порядка) |
Учителя | |
Встречи и беседы, тесное содружество с работниками правоохранительных органов |
В течение года | |
Проведение классных часов, бесед, диспутов: Уроки Конституции; Права и обязанности; Провозглашено и гарантировано; Закон обо мне. Мне о законе; Можно и нельзя; Систематическая пропаганда Правил для учащихся. | ||
Уроки-диспуты по изученным художественным произведениям: Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание". Л.Н. Толстой "Воскресенье", "Анна Каренина". А.П. Чехов "В суде". | ||
Просветительская работа среди родителей: Законы жизни семьи, законы жизни класса (родительский тренинг). Ответственность, самооценка и самоконтроль. Как их развивать? (дискуссия) |
Психолог, классный руководитель |
Прочие статьи:
Причины и механизмы заикания
Заикание чаще всего возникает в возрасте от 2 до 5 лет, когда нервная система, слуходвигательные и речевые системы мозга еще не окрепли, поэтому их функция легко нарушается неблагоприятными условиями (чрезмерными или слишком сложными раздражителями), а затем - в 7 лет (поступление в школу). Благопр ...
Инновационные технологии в образовательном процессе и их влияние на формирование базовых компетенций
В последнее время в нашей стране происходит реформа системы школьного образования. Она необходима, так как происходит смена эпохи, и важно обновить содержание школьного образования. В обновлённой системе образования одной из важных задач обучения и воспитания в школе является воспитание всесторонне ...
Содержание, формы и методы физического воспитания детей в учебное и внеурочное
время
«Обучение и воспитание учащихся проводится в процессе учебной работы, внеклассных и внешкольных занятиях и общественно-полезного труда. Основной формой организации учебно-воспитательной работы в школе является урок» - говорится в Уставе средней общеобразовательной школы. Это указание в полной мере ...