Реализация данной программы имеет следующие результаты:
у ребят формируется устойчивый интерес к знанию и соблюдению прав несовершеннолетних детей;
сформирован дружный школьный коллектив;
дети доброжелательны по отношению друг к другу и взрослым;
уровень воспитанности ежегодно повышается.
Состояние правосознания населения России на протяжении десятилетий определялось той ролью, которая отводилась праву в общественной жизни страны. В условиях тотального преобладания над правом политических клише россияне вспоминали о законе только, когда оказывались в конфликтных ситуациях или в сфере действия "силовых структур", для них была характерна недооценка роли закона как первоосновы отношений в экономике и предпринимательстве. В отличие от населения в целом, молодое поколение, сформировавшееся в годы экономических реформ, приходит к осознанию того, что закон играет большую роль в жизни общества, рассматривает его как средство защиты своих прав и интересов. Изменилось и отношение к правовому образованию, в последние годы наблюдается очевидный "правообразовательный бум": в государственные юридические вузы трудно поступить, получили развитие профильные средние специальные учебные заведения, а также частные юридические институты.
Каких-либо точных данных, характеризующих распространенность правового образования в российских регионах, не существует. Однако, по косвенным данным, право в той или иной форме, в том или ином объеме преподают более чем в 50% российских полнокомплектных общеобразовательных школ.
В таких регионах, как Мурманск, Московская область, Ярославль, Екатеринбург, Краснодар, Ростов, Смоленск, этот предмет школьники изучают довольно активно. Результаты всероссийских олимпиад по правовому образованию (последняя из них состоялась в Смоленске в мае 1999 г) показали, что с каждым годом увеличивается количество школьников, имеющих успехи в овладении правовыми знаниями. Однако победителями олимпиад, за редким исключением, становятся учащиеся профильных правовых учебных заведений - лицеев, гимназий, что говорит о большом разрыве в правовой подготовке учащихся этих учебных заведений и общеобразовательных школ. До последнего времени наиболее востребованными в школах являлись курсы "Основы правоведения", "Политика и право" (старшие классы), "Право и политика" (8-9 классы) и "Граждановедение" (8-9 классы).
Как показывают социологические исследования осведомленности учащихся средних школ по отдельным отраслям права, наиболее знакомы для них конституционное право и права человека, а также уголовное право, наряду с весьма низкой подготовкой в вопросах правового регулирования имущественных отношений. В целом, социологические исследования правосознания учащихся обнаруживают непонимание важности юридического аспекта хозяйственных отношений в современном российском обществе. В этой связи проблема организации соответствующего правового образования учащихся общеобразовательных школ является социально значимой и чрезвычайно актуальной в рамках общего правового образования.
До 90-х годов в нашей стране существовала мощная, признанная во всем мире, школа авторов, создававших учебники по естественно-математическим предметам. Что касается преподавания гуманитарных дисциплин, то зачастую оно подменялось общественно-политическим образованием. Эта тенденция находила свое отражение не только в учебниках истории и обществоведения, но и в учебниках литературы и иностранных языков, в целом обедняя качество образования.
С появлением новых политических и экономических реалий в начале 90-х годов проблемам развития гуманитарного образования и созданию новых учебников по всем предметам гуманитарного цикла стало уделяться особое внимание. Остро встал вопрос о написании учебника, который бы заменил снятый в 1992 году учебник "Основы государства и права". В том же 1992 году Министерство образования РФ и Министерство юстиции РФ планировали проведение конкурса на создание учебника по правовому образованию, но ни одного авторского предложения не поступило. Лишь позже стали появляться пособия и учебники, многообразие которых отражает плюрализм позиций тех, кто так или иначе озабочен повышением правовой культуры учащихся.
В настоящее время создается много новых учебников и учебных пособий. К сожалению, процесс формирования школы авторов школьных учебников по обществоведению и, прежде всего, по праву, пока еще находится на начальном этапе.
Уже созданные учебные пособия проходят практическую проверку в школе, и работа над ними продолжается. Этот процесс нельзя считать завершенным. Альтернативные учебники как бы дополняют друг друга, закладывая фундамент курса, который мог бы обусловить реальные жизненные ориентиры учащихся. Какие-то из них могут остаться невостребованными, при этом может возникнуть необходимость создания новых.
Прочие статьи:
Развитие старшего дошкольника как субъекта творческой
деятельности
Н.А.Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития, обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что ...
Традиционное обучение
Обучение-целенап-й пед-й процесс организ-ии и стимулир-я активной уч-позн-й деят-ти уч-ся по овладению ЗУНами, развитию творч-х спос-ей, мировозрения и нравс-но-эстетич-х взглядов т буждений. Говоря о сущности знания, нужно иметь ввиду 2 его смысловых оттенка. В одном случае это рез-т научного позн ...
Опытно-экспериментальная работа по развитию словаря старших дошкольников в
процессе использования художественной литературы
Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет р ...