Эффективность работы по коррекции нарушений социального развития дошкольников с ЗПР

Страница 3

Результаты таковы: потребность в общении высокого и низкого уровня остались прежними, среднего – возросла до 65%, а несформированной осталась у 1 человека (5%). Характер эмоциональных предпочтений несколько изменился за счет уменьшения выбора дистантных отношений до 50% (10 человек).

Показатель значимости социального окружения изменился в сторону увеличения значимости семьи до 40% (8 человек), значимость детского сада осталась неизменной – 60%. Результаты приведены в таблице 16.

Таблица 16. Значимость социального окружения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР (контрольный этап)

№ п/п

Социальная группа

Конст.эксперимент

Контр.эксперимент

чел.

%

чел.

%

1

Взрослые

-

0

-

0

2

Семья

6

30

8

40

3

Детский сад

12

60

12

60

4

Двор, соседи

2

10

-

0

Методика «Два дома» позволила выявить как изменились симпатии и антипатии ребенка относительно его окружения. Оказалось, что среди тех, с которыми нет желания играть и разговаривать сократилось число родителей до 15%.

Методика «Подари открытки» использовалась с целью рассмотрения уровня сплоченности группы и позиций лидерства в ней. Результаты оказались практически неизменными.

Таким образом, можно говорить о положительных результатах психологической работы по коррекции нарушенного социального развития дошкольников с ЗПР. Цель нашего исследования достигнута.

Социальное развитие – это непрерывный процесс, протекающий в ходе всего онтогенеза. На каждом этапе происходит решение определенных задач и одной из них является развитие и преобразование личности.

Процесс социального развития представляет собой сложное явление, в ходе которого происходит присвоение ребенком объективных заданных норм человеческого общежития и постоянное открытие, утверждение себя как социального субъекта.

Содержание социального развития определяется с одной стороны – всей совокупностью социальных влияний мирового уровня культуры, общечеловеческих ценностей, с другой – отношением к этому самого индивида, актуализация собственного «Я», раскрытием творческих потенциалов личности.

Изучив научную литературу по проблеме социального развития детей дошкольного возраста с ЗПР, пришли к выводу, что особенности общения детей с задержкой психического развития, сочетающиеся со сниженной познавательной активностью и спецификой умственной деятельности, препятствуют их благоприятному социальному развитию, социализации, становлению личности. Отсутствие осознания себя в системе отношений с другими приводит к формированию ряда негативных качеств, значительно осложняющих вхождение ребенка в нормальную социальную жизнь.

В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях общественной жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности. Поэтому необходимо основной акцент направить на разработку содержания педагогической работы по формированию социально-коммуникативных навыков детей с ЗПР в системе коррекционно-развивающего обучения и воспитания.

Исследовательская работа по выявлению особенностей процесса социального развития детей с ЗПР осуществлялась в сопоставлении с ходом данного процесса у их нормально развивающихся сверстников. Каждая группа состояла из 20 человек, работа с каждым ребенком проводилась индивидуально.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Особенности социального развития дошкольников с ЗПР
Дети с ЗПР составляют в настоящее время почти четвертую часть детской популяции. Безболезненное включение таких детей в широкую социальную жизнь возможно только при активном решении ряда задач психолого-педагогической науки и практики, охватывающих как общегуманистические, так и гражданские и антик ...

Готовность ребенка к школе
Готовность к школе – понятие, которое в последние годы претерпело сильные изменения. Раньше по всей стране существовала единая система школьного обучения с четко фиксированным возрастом приема в школу, стандартными учебными программами и единообразными методами обучения. Это побуждало учителей и пс ...

Взаимоотношения учителя и ученика в процессе обучения и воспитания
В.А. Сухомлинский считал, что в процессе воспитания значимую роль играют взаимоотношения учителя и ученика. Поэтому они должны быть внимательными, доброжелательными и заинтересованными. Именно исходя из подобных установок в школе Сухомлинского стали практиковаться совместные походы, сочинения и чте ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru