Особенности развития навыков словообразования у детей с ОНР

Статьи об образовании » Формирование навыков словообразования у детей с ОНР » Особенности развития навыков словообразования у детей с ОНР

Страница 5

Дети из ЭГ образовали в 2,8 раза больше неологизмов, чем дети из КГ.

У испытуемых ЭГ наблюдались следующие специфические ошибки:

- лексические замены. Дети затруднялись в выделении правильного мотивирующего слова. Например, на вопрос: "Если днем на улице солнце, то как назвать такой день? Какой он?", ребенок отвечал: "Теплый";

- замена словообразования словоизменением. Например, "солнечный день" — "солнечная день" и т.д. Анализ исследования образования относительных прилагательных показал, что здесь дети ЭГ допустили в 1,8 раз больше ошибок, чем ребята из КГ.

Для всех испытуемых были характерны следующие ошибки:

1. Образование неологизмов:

а) замена суффиксов. Дети получали неологизмы при помощи различных нормативных суффиксов. Для окказионализмов они часто использовали суффиксы "н" и "ов", имеющие высокую активность в этой модели. В ряде случаев испытуемые употребляли суффикс "н" там, где требовался "ов", и наоборот, вместо "н" использовали "ов" ("грибной" - "грибовый", "березовый" - "березный", "фарфоровый" - "фарфорный"). Таким образом, дети обеих групп осуществляли замены продуктивных суффиксов внутри общего значения. Эта ошибка встречалась в ЭГ в 1,2 раза чаще, чем в КГ;

б) наложение суффиксов. Например, "черничный джем" - "чернивный", "грибной суп" - "грибиновый". Возникновение этой ошибки объясняется тем, что ребенок здесь как бы усиливает качественную оценку предмета, объекта или явления, либо, напротив, подчеркивает лишь частичную ее выраженность. Дети с ОНР допускали ее в 2,9 раза чаще, чем ребята с нормальным речевым развитием;

в) отсутствие суффикса. У испытуемых ЭГ такие окказионализмы наблюдались в 1,3 раза чаще, чем у дошкольников КГ. Например, "сосновая шишка" — "соснам", "вишневое варенье" - "вишное", "ножницы из металла" - "металые".

2. Нарушение акцентуации. Неправильное ударение в словах отмечалось примерно в одинаковом количестве ответов у детей КГ и ЭГ. Они сохраняли ударение, характерное для мотивирующего слова, например, "кленовый", "пуховая".

Отказы от выполнения задания.

Следующие ошибки наблюдались только у детей ЭГ:

а) образование неологизмов при помощи ненормативных суффиксов. Например, крыша "из соломы" - "соломта", занавеска "из ситца" - "сическая", "сичная", ножницы "из металла" - "металовичи";

б) лексические замены. Наблюдались замены слов как близ кие по семантике ("пуховая подушка" — "пушистая"), так и далекие ("металлические ножницы" — "меховые");

в) использование приставки. Например, "грушевое варенье" - "игрушеновое варенье";

г) словоизменение. Эта особенность совершенно не свойственна ребятам с нормально развивающейся речью, зато присуща детям с ОНР. Они правильно образовывали словоформу, но при этом могли допускать нарушения согласования и воспроизводить ее в косвенном падеже. Например, "черничный джем", "вишневое варенье" - "вишневая варенье"

5. Неправильный выбор основы мотивирующего слова. При верном выборе корневой морфемы дети с ОНР образовывали прилагательные при помощи продуктивных суффиксов для данной словообразовательной модели. Например, "шишка ели" - "шишковая"

6. Единичные случаи неправильного выбора мотивирующего слова с ненормативным словообразованием. Например, "горка из снега" - "снегопадная".

Общие результаты данного этапа исследования приведены в таблице. (См. Приложение)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Прочие статьи:

Педагогическая деятельность С.Т. Шацкого
В 1906 Шацкий организовал общество «Сетлемент», главной целью которого стало повышение культурного уровня населения. Но в 1908 г. Оно было закрыто полицией за пропаганду социализма среди детей. B следующем году Шацкий и его сподвижники создают общество «Детский труд и отдых». B 1911 г. Общество отк ...

Место и роль текстовых задач в курсе алгебры современной школы
Обучение математике через решение задач означает такую организацию учебного процесса, при которой через задачи, через их решение реализуется триединая цель обучения (обучающая, развивающая и воспитательная цели). Под обучающей функцией, понимаются те задачи которые направлены на формирование у школ ...

В.А. Сухомлинский о требованиях к личности учителя
В 50–60-е годы ХХ века наиболее значительный вклад в теорию и практику гуманистического воспитания внёс В.А. Сухомлинский – директор Павлышской средней школы на Полтавщине. Его идеи гражданственности и человечности в педагогике оказались созвучны нашей современности. Воспитание во имя счастья ребён ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru