Особенности развития навыков словообразования у детей с ОНР

Статьи об образовании » Формирование навыков словообразования у детей с ОНР » Особенности развития навыков словообразования у детей с ОНР

Страница 4

Различают "стихийных семантиков", "стихийных формалистов", "стихийных консерваторов" (термин Д.Н. Богоявленского).

"Стихийные семантики" очень чутки к смыслу слова, оттенкам его значения. Их словотворчество отличается витиеватостью, разнообразием форм (у утки – утята, у оленихи – олененок, у лосихи - лосик).

"Стихийные формалисты", наоборот, не обращают внимания на то, знаком ли им конкретный объект или нет (у бобра – бобрята, у рябчика - рябчата). Иными словами, от впервые услышанного наименования тут же образовывается однокоренное слово. "Стихийных консерваторов" бывает не так уж много. Они хорошо помнят все слова. Поэтому всегда правильно произносят: у лисы – лисенок, у волка – волчонок, а у лося - …(затрудняется). Новое слово приводит в тупик, а разница всего в один звук.

Процесс развития словообразования у детей в норме начинается в младшем дошкольном возрасте и заканчивается уже в младшем школьном возрасте. Этот период проявляется чрезвычайная активность в многообразных словообразованиях и словоизменениях. Такая особенность процесса развития речи, как словообразование возникает у детей не сразу, а в результате, уже накопившегося речевого опыта и постепенно развивается. Период словообразования неразрывно связан с психическим развитием ребенка. В этот период дети наиболее "отзывчивы" к усвоению форм русского языка, разносторонне наблюдательны к языковым формам, в частности к словообразованию суффиксов (уменьшительности, ласкательности, собирательности и др.).

По мнению О.В. Правдиной все речевое развитие ребенка является последовательным формированием всех указанных ниже закономерностей процесса словообразования.

Учеными МГОУ города Москвы исследовалось состояние словообразовательных навыков у детей двух групп 5 - 5,5-летнего возраста с нормальным речевым развитием (контрольная группа - КГ) и общим недоразвитием речи III уровня (экспериментальная группа -ЭГ). В их исследовании приводятся данные по образованию прилагательных детьми.

Дошкольникам предлагались две серии задании. Первая должна была выявить их возможности ориентироваться в звуковом составе слова, т.е. умение на слух выделять и узнавать в словах словообразовательные аффиксы. Ребенку требовалось слушать и соотносить с картинным материалом варианты нормативных и ненормативных прилагательных. 30% детей из ЭГ неправильно выполнили задание и 70% - правильно. В КГ 4% испытуемых дали неправильный ответ и 96% - правильный.

Анализ результатов, полученных в ходе исследования импрессивной речи детей КГ и ЭГ, позволил определить наиболее распространенные ошибки:

опознание ненормативного варианта прилагательного как правильного. Например, услышав пары "соломенный" - "соломный", дети заявляли, что оба слова верны;

определение ненормативного варианта прилагательного, но при исправлении образование другого ненормативного слова. Например, услышав словосочетание "соломная крыша" дети отвечали: "соломатая крыша";

отказы от выполнения заданий в связи с незнанием правильного варианта. Количество таких ошибок у детей с ОНР в 7,5 раз превысило показатели КГ.

Вторая серия заданий побуждала детей к самостоятельному образованию производных имен прилагательных от существительных при помощи суффиксации. Речевой материал давался в такой последовательности: образование качественных, относительных и притяжательных прилагательных.

Анализ результатов исследования словообразования качественных прилагательных показал, что дети с ОНР допустили здесь в 3,3 раза больше ошибок, чем ребята из КГ, причем, если ошибки в виде образования неологизмов были в обеих группах, то лексические замены и словоизменение - только в ЭГ.

При выполнении этого задания в группах наблюдалась одна и та же ошибка: образование неологизмов с использованием синонимичных, аффиксов. Дети применяли суффиксы "ив" и "ов", продуктивные для данной словообразовательной модели. ("Как назвать зайца за трусость? Какой он?" — "Трусовый". "Если осенью часто идут дожди, как назвать такую осень? Какая она?" — "Дождивая".)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Прочие статьи:

Категориальный аппарат работы
Данный параграф посвящен основным понятиям работы. Этот анализ необходим для того, чтобы разобраться во множестве существующих понятий. И так, знаем, что речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи пред ...

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса
Органы равновесия. Ориентация тела в пространстве осуществляется вестибулярным аппаратом (см. рис. 4). Он находится в глубине пирамиды височной кости, рядом с улиткой внутреннего уха. Вестибулярный аппарат состоит из двух мешочков и трех полукружных каналов. Каналы расположены в трех взаимоперпенди ...

Значение использования работы по созданию аппликации из ткани в развитии детей старшего дошкольного возраста
Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. В.А. Сухомлинский говорил, что ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель ми ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru