Особенности развития навыков словообразования у детей с ОНР

Статьи об образовании » Формирование навыков словообразования у детей с ОНР » Особенности развития навыков словообразования у детей с ОНР

Страница 4

Различают "стихийных семантиков", "стихийных формалистов", "стихийных консерваторов" (термин Д.Н. Богоявленского).

"Стихийные семантики" очень чутки к смыслу слова, оттенкам его значения. Их словотворчество отличается витиеватостью, разнообразием форм (у утки – утята, у оленихи – олененок, у лосихи - лосик).

"Стихийные формалисты", наоборот, не обращают внимания на то, знаком ли им конкретный объект или нет (у бобра – бобрята, у рябчика - рябчата). Иными словами, от впервые услышанного наименования тут же образовывается однокоренное слово. "Стихийных консерваторов" бывает не так уж много. Они хорошо помнят все слова. Поэтому всегда правильно произносят: у лисы – лисенок, у волка – волчонок, а у лося - …(затрудняется). Новое слово приводит в тупик, а разница всего в один звук.

Процесс развития словообразования у детей в норме начинается в младшем дошкольном возрасте и заканчивается уже в младшем школьном возрасте. Этот период проявляется чрезвычайная активность в многообразных словообразованиях и словоизменениях. Такая особенность процесса развития речи, как словообразование возникает у детей не сразу, а в результате, уже накопившегося речевого опыта и постепенно развивается. Период словообразования неразрывно связан с психическим развитием ребенка. В этот период дети наиболее "отзывчивы" к усвоению форм русского языка, разносторонне наблюдательны к языковым формам, в частности к словообразованию суффиксов (уменьшительности, ласкательности, собирательности и др.).

По мнению О.В. Правдиной все речевое развитие ребенка является последовательным формированием всех указанных ниже закономерностей процесса словообразования.

Учеными МГОУ города Москвы исследовалось состояние словообразовательных навыков у детей двух групп 5 - 5,5-летнего возраста с нормальным речевым развитием (контрольная группа - КГ) и общим недоразвитием речи III уровня (экспериментальная группа -ЭГ). В их исследовании приводятся данные по образованию прилагательных детьми.

Дошкольникам предлагались две серии задании. Первая должна была выявить их возможности ориентироваться в звуковом составе слова, т.е. умение на слух выделять и узнавать в словах словообразовательные аффиксы. Ребенку требовалось слушать и соотносить с картинным материалом варианты нормативных и ненормативных прилагательных. 30% детей из ЭГ неправильно выполнили задание и 70% - правильно. В КГ 4% испытуемых дали неправильный ответ и 96% - правильный.

Анализ результатов, полученных в ходе исследования импрессивной речи детей КГ и ЭГ, позволил определить наиболее распространенные ошибки:

опознание ненормативного варианта прилагательного как правильного. Например, услышав пары "соломенный" - "соломный", дети заявляли, что оба слова верны;

определение ненормативного варианта прилагательного, но при исправлении образование другого ненормативного слова. Например, услышав словосочетание "соломная крыша" дети отвечали: "соломатая крыша";

отказы от выполнения заданий в связи с незнанием правильного варианта. Количество таких ошибок у детей с ОНР в 7,5 раз превысило показатели КГ.

Вторая серия заданий побуждала детей к самостоятельному образованию производных имен прилагательных от существительных при помощи суффиксации. Речевой материал давался в такой последовательности: образование качественных, относительных и притяжательных прилагательных.

Анализ результатов исследования словообразования качественных прилагательных показал, что дети с ОНР допустили здесь в 3,3 раза больше ошибок, чем ребята из КГ, причем, если ошибки в виде образования неологизмов были в обеих группах, то лексические замены и словоизменение - только в ЭГ.

При выполнении этого задания в группах наблюдалась одна и та же ошибка: образование неологизмов с использованием синонимичных, аффиксов. Дети применяли суффиксы "ив" и "ов", продуктивные для данной словообразовательной модели. ("Как назвать зайца за трусость? Какой он?" — "Трусовый". "Если осенью часто идут дожди, как назвать такую осень? Какая она?" — "Дождивая".)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Прочие статьи:

Методическая разработка урока с применением информационных и коммуникационных технологии
А) План – конспект урока технологии. Тема: Классификация волокон. Цели: Образовательные: ознакомить учащихся с классификацией волокон; дать сведения о процессах прядения и ткачества; ознакомить с простыми ткацкими переплетениями. Развивающие: развивать творческое мышление, навыки при работе с инстр ...

Выявление уровня развития словаря детей
Цель: подобрать диагностирующие методики и выявить уровень развития словаря детей 6–7 лет. Задачи: Подобрать методику, соответствующую условиям нашего эксперимента. Провести диагностическое обследование детей 6–7 лет, направленное на выявление уровня развития словаря. Из всего многообразия диагност ...

Типы упражнений на овладение навыками чтения
Предтекстовый этап Упражнения в работе с заглавием текста. 1. Прочтите заглавие и скажите, о чем (о ком), по вашему мнению, будет идти речь в тексте. 2. Прочтите заглавие и скажите, в чем, по вашему мнению, состоит основное содержание текста. 3. Переведите заглавие и ответьте на вопросы: А) По како ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru