Коррекционно-развивающая работа по обогащению активного словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии

Статьи об образовании » Развитие активного словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии » Коррекционно-развивающая работа по обогащению активного словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии

Страница 1

На основе анализа психолого-педагогической литературы и результатов проведенного исследования нами были подобраны коррекционно-развивающие упражнения для обогащения активного словаря детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии (по различным лексическим темам).

Последовательность логопедической работы по обогащению словаря учитывает программу детского сада, частотный словарь детей шестилетнего возраста, а также выявленные особенности словаря у дошкольников со стертой формой дизартрии.

Логопедическая работа по расширению объема словаря включает уточнение значения слов, имеющихся в пассивном словаре, и актуализацию их в самостоятельной речи, овладение новыми словами, прежде всего глаголами, прилагательными, а также существительными.

В логопедической работе по расширению номинативного словаря особое внимание уделяется усвоению обобщающих понятий, слов, обозначающих части тела и части предметов, а также тем словам, которые вызвали наибольшие трудности у детей со стертой формой дизартрии.

На начальном этапе проводится работа по уточнению связи обобщающего понятия с частотными существительными, входящими в данное обобщающее понятие.

Расширение объема словаря имен прилагательных осуществляется параллельно с развитием представлений о цвете, величине, форме, признаках, высоты, толщины, на основе умения сравнивать предметы по различным признакам.

В дальнейшем осуществляется обогащение словаря по тематическим группам.

При подборе упражнений по лексическим темам мы опирались на методические разработки таких авторов как Л.М. Граб, З.Е. Агранович, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.Н. Смирнова, Лопатина Л.В., Серебрякова Н. В.

Коррекционно-развивающая работа по обогащению активного словаря детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии выстроена нами на основе следующих принципов:

1. Принцип деятельностного подхода, предусматривающий формирование прежде всего лексических операций процесса порождения речи. В процессе логопедической работы по формированию лексики учитывалась также ведущая деятельность детей дошкольного возраста - игра.

2. Принцип учета структуры речевого дефекта при стертой дизартрии.

3. Тесная связь развития лексики с развитием мыслительной деятельности, логических операций классификации, анализа, синтеза, сравнения и др.

4. Принцип поэтапности. При построении коррекционно-развивающей работы по обогащению активного словарного запаса у детей со стертой формой дизартрии осуществлялся учет онтогенетической последовательности формирования лексики, характера трудностей в овладении лексикой дошкольниками со стертой формой дизартрии, учет последовательности изучения лексического материала по программе детского сада и общих этапов логопедической работы по коррекции стертой формы дизартрии.

5. Принцип учета объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.

В таблице 2 представлено тематическое планирование работы по обогащению активного словаря детей со стертой формой дизартрии.

Таблица 2. Тематическое планирование работы по обогащению активного словарного запаса детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии

Тема

Лексика

Примерные игры и упражнения

 

"Осень"

Предметный словарь: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц, туман, листопад, изморозь, лес, листья, клен, дуб, осина, рябина, береза, тополь, ясень, ель, сосна.

Словарь признаков: ранний, поздний, золотой, прекрасный, грустный, богатый, алый, багряный.

Глагольный словарь: падать, лететь, шелестеть, шуршать, моросить, убирать, улетать, вянуть, сохнуть, желтеть, краснеть.

Словообразование:

1. Глаголов от прилагательных (красный - краснеть);

2. Прилагательных от существительных (холод - холодный, клен - кленовый);

3. Прилагательных от словосочетаний (день с солнцем - солнечный);

4. Существительных от существительных (гриб - грибник);

5. Сложных слов (листопад).

1. Пересказ рассказа "Осень"

2. Поиск антонимов "Скажи наоборот"

3. Поиск соответствующего понятия "Я начну, а ты закончи"

4. Построение монолога "Расскажи об осени по плану"

5. Поиск фактических ошибок "Исправь ошибки"

 

"Овощи"

Предметный словарь: урожай, картофель, морковь, капуста, лук, свекла, огурцы, помидор, баклажан, кабачок, чеснок, грядка, парник, теплица.

Словарь признаков: спелый, зрелый, душистый, сочный, аппетитный, гладкий, красный, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый.

Глагольный словарь: зреть, спеть, копать, срезать, подкармливать, окапывать, пахать.

Словообразование:

1. Приставочных глаголов (выкопать, перекопать);

2. Относительных прилагательных (пюре из картофеля - картофельное);

3. Существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (горошек, огурчик);

4. Сложных слов (овощерезка, картофелечистка).

1. Поиск антонимов "Скажи наоборот"

2. Поиск соответствующего понятия "Беседа об овощах"

3. Поиск соответствующего глагола "Убираем урожай"

4. Классификация понятий "Какие слова обозначают овощи?"

5. Игра "Повар" (поиск соответствующего понятия)

 

"Фрукты"

Предметный словарь: урожай, яблоки, груши, сливы, персики, абрикосы, виноград, грядка, парник, теплица.

Словарь признаков: спелый, зрелый, душистый, сочный, аппетитный, гладкий, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый.

Глагольный словарь: зреть, спеть, копать, срезать, подкармливать, окапывать, пахать.

Словообразование:

1. Прилагательных от существительных (яблоко - яблочный);

2. Приставочных глаголов (срезать, порезать, поливать);

3. Существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (слива - сливка);

4. Сложных слов (садовод).

1. Игра "Назови ласково"

2. Поиск антонимов "Скажи наоборот"

3. Поиск соответствующего понятия "Беседа о фруктах"

"Перелетные птицы"

Предметный словарь: грач, жаворонок, скворец, гусь, утка, ласточка, аист, цапля, журавль, река, озеро, болото, гнездо, яйца, скворечник, птенцы, корм, перелет, крик, стая, косяк, клин, караван.

Словарь признаков: перелетные, водоплавающие, дикие, хищные, певчие, прожорливые.

Глагольный словарь: летать, возвращаться, кормить, выводить, вить, клевать, щебетать, крякать, курлыкать, гоготать, шипеть, кружить, парить, опускаться, взлетать.

Словообразование:

1. Прилагательных от существительных (ворона - воронье);

2. Приставочных глаголов (улетел - прилетел);

3. Существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (гнездо - гнездышко);

4. Глаголов от звукоподражания (чирикать, каркать);

5. Сложных слов (длинношеяя, водоплавающая).

1. Подбор соответствующего понятия "Кто как кричит?"

2. Классификация понятий "Четвертый лишний"

3. Поиск соответствующего понятия "Угадай и назови"

4. Построение монолога "Расскажи о птице по плану"

"Домашние птицы"

Предметный словарь: птицы, курица, петух, цыпленок, утка, селезень, утенок, гусь, гусыня, гусенок, индюк, индюшка, индюшонок, курятник, птичник, крыло, клюв, лапы, шея, хвост, гребень, птенцы.

Словарь признаков: крупный, мелкий, белый, пестрый, желтый, пушистый, легкий, большой, маленький, важный.

Глагольный словарь: клевать, кормить, кричать, нестись, плавать, шипеть, щипать, шагать, переваливаться, крякать, гоготать, кудахтать, высиживать.

Словообразование:

1. Прилагательные от существительных (утка - утиный);

2. Существительных от прилагательных (пестрый - пеструшка);

3. Существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (курица - курочка);

4. Существительных от существительных (корм - кормушка);

5. Глаголов от звукоподражаний (гоготать);

6. Сложных слов (птицефабрика).

1. Поиск соответствующего понятия "Кто как кричит?"

2. Поиск соответствующего понятия "Назовите родителей"

3. Поиск определения "Назови, какой и какая птица?"

4. Игра "Назови ласково" (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами)

"Домашние животные и их детеныши"

Предметный словарь: животные, корова, теленок, коза, козел, баран, овца, ягненок, конь, лошадь, жеребенок, кошка, кот, собака, пес, щенок, свинья, поросенок, хозяин.

Словарь признаков: крупный, мелкий, большой, маленький, полезный, короткий, умный, пушистый, верный, густой.

Глагольный словарь: мычать, блеять, ржать, мяукать, лаять, хрюкать, рычать, прыгать, бегать, скакать, есть, пить.

Словообразование:

1. Прилагательных от существительных (коза - козий);

2. Приставочных глаголов (ускакать, прискакать);

3. Существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (собака - собачка);

4. Существительных от существительных (конь - конюшня, конюх, кот - котенок);

5. Глаголов от звукоподражаний (мычать).

1. Дидактическая игра "Назови семью"

2. Игра "Кто где живет"

3. Игра "Отгадай, кто это"

4. Упражнение на подбор действий к предмету "Кто что делает?"

5. Дидактическая игра "Чей хвост, чье туловище, чья голова, чьи уши?" (образование притяжательных прилагательных)

6. Пересказ текстов "Кошка", "Дружок"

"Дикие животные"

Предметный словарь: лиса, волк, медведь, заяц, барсук, бобр, белка, лось, рога, копыта, нора, берлога, клыки, мех, шкура.

Словарь признаков: густой, пушистый, шелковистый, плотный, толстый, хитрый, ловкий, бурый, зубастый, косолапый, куцый, острый, хищный, рогатый, добрый.

Глагольный словарь: линять, меняться, запасать, засыпать, рыскать, рычать, выть, охранять, притаиться.

Словообразование:

1. Прилагательных от существительных (лиса - лисий);

2. Приставочных глаголов (убежать);

3. Существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (лиса - лисичка);

4. Существительных от существительных (волк - волчонок).

1. Игра "Назови ласково"

2. Игра "У кого кто?"

3. Игра "Чей хвост?" 4. Классификация понятий "Назови лишнее слово"

5. Выбор соответствующего понятия "Сравни"

6. Построение монолога "Опиши любого зверя по плану"

"Деревья"

Предметный словарь: деревья, клен, тополь, осина, липа, дуб, береза, ива, рябина, ель, сосна, вишня, яблоня, слива, груша, лес, бор, роща, чаща, сад, плод, шишка, желудь, сережка, крона, макушка, ствол ветка, сук, корни, кора, листья, иголки, хвоя, почка, толщина, высота, цвет.

Словарь признаков: хвойные, лиственные, фруктовые, смешанный, сосновый, дубовый, березовая, кленовый, рябиновый, еловый, нарядный, кудрявый, дремучий, густой, багряный,.

Глагольный словарь: копать, сажать, поливать, расти, падать, осыпаться, лететь, шуршать, шелестеть, желтеть, сохнуть, распускаться, качаться, зеленеть, наклоняться, спиливать, ломать, охранять.

Словообразование:

1. Прилагательных от существительных (осина - осиновый);

2. Приставочных глаголов (посадим, пересадим);

3. Существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (дуб - дубок);

4. Прилагательных от словосочетаний (день с солнцем - солнечный).

1. Игра "Назови ласково"

2. Образование относительных прилагательных "Назови, какой, какая?"

3. Образование относительных прилагательных "Как назвать лес?"

4. Поиск соответствующего понятия "Чьи плоды (семена)?"

5. Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом "Подбери слова-действия"

6. Поиск соответствующего понятия "Какие бывают леса?"

7. Классификация понятий "Четвертый лишний"

8. Построение монолога "Опиши дерево по плану"

"Осенняя одежда и головные уборы"

Предметный словарь одежда, плащ, куртка, пальто, перчатки, шарф, берет, кепка, шапка, шляпа, платок, шерсть, кожа, мех, рукав, капюшон, подол, карман, пуговица, петля, манжета.

Словарь признаков шерстяной, кожаный, меховой, резиновый, осенний, удобный, модный, нарядный

Глагольный словарь: надевать, одевать, обувать, носить, снимать, расстегивать, застегивать, развязывать, завязывать, вешать, складывать, ставить.

Словообразование:

1. Прилагательных от существительных (шелк - шелковый, лиса - лисья, мужчина - мужской);

2. Существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (халат - халатик);

3. Прилагательных от словосочетаний (ткань в полоску - полосатая).

1. Игра "Назови ласково"

2. Игра "Назови, какая" (из какого материала сделана?)

3. Поиск соответствующего понятия и развития монологической речи "Беседа по теме"

4. Дидактическая игра "Четвертый лишний"

"Зима"

Предметный словарь: зима, пурга, метель, вьюга, мороз, снег, лед, сосулька, снежинка, сугроб, гололед, снегопад, снеговик, снегоход, санки, каток, снежки, Снегурочка, Дед Мороз, Новый год, подарок, елка, кормушка, узоры, декабрь, январь, февраль, иней.

Словарь признаков: холодный, морозный, искристый, блестящий, хрупкий, резной, легкий, белый, глубокий, мягкий, нарядный, рыхлый, зимний.

Глагольный словарь: падать, покрывать, ложиться, лепить, скользить, украшать, заметать, ехать, морозить, кружиться, праздновать, блестеть, искриться, хрустеть.

Словообразование:

1. Прилагательных от существительных (зима - зимний, заяц - заячий);

2. Приставочных глаголов (слепить, вылепить);

3. Сложных слов (снегокат, снегопад, гололед).

1. "Назови ласково" 2. Поиск соответствующего понятия "Каким бывает?"

3. Построение монолога, развитие умения сравнивать понятия "Чем похожи и не похожи?"

4. Подбор антонимов

5. Поиск соответствующего понятия "Закончи предложение"

6. Построение монолога "Расскажи о зиме по плану"

7. Толкование пословиц и поговорок "Объясни, как ты понимаешь"

"Дом"

Предметный словарь: дом, этаж, крыша, стены, пол, окно, стекла, рамы, дверь, квартира, комната, кухня, ванная, спальня, душ, умывальник, строитель, кирпич, камень, дерево.

Словарь признаков: высокий, высотный, многоэтажный, деревянный, каменный, кирпичный, деревенский.

Глагольный словарь: строить, красить, открывать, закрывать, стучать, подниматься, позвонить, выходить, прибивать, укладывать, жить.

Словообразование:

1. Прилагательных от существительных (бревно - бревенчатый);

2. Существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (дом - домик);

3. Сложных слов (многоэтажный).

1. Поиск соответствующего понятия "Дома бывают"

2. Поиск антонимов "Скажи наоборот"

3. Построение монолога "Опиши свой дом"

4. Работа над структурой слова "Сколько раз можно пропеть слово?"

5. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами "Назови ласково"

6. Образование относительных прилагательных "Назови, какой?"

"Мебель"

Предметный словарь: мебель, стол, стул, кресло, табуретка, диван, кровать, шкаф, буфет, полка, кухня, гостиная, фабрика, спинка, подлокотники, дверцы, ручки, дерево, пластмасса, металл, дуб, береза, сосна.

Словарь признаков: деревянный, металлический, кухонная, спальная, письменный, журнальный, обеденный, кухонный, детский, мебельный, березовый, дубовый, высокий, низкий, узкий, широкий.

Глагольный словарь: расставить, стоять, спать, сидеть, делать, колотить.

Словообразование:

1. Прилагательных от существительных (береза - березовый, дерево - деревянный);

2. Существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (стол - столик);

3. Прилагательных от словосочетаний (стол для обеда - обеденный);

4. Сложных слов (подлокотник, новоселье).

1. Дидактическая игра "Четвертый лишний"

2. Игра "Назови, какой…"

3. "Назови ласково"

"Город"

Предметный словарь: город, улица, площадь, проспект, достопримечательности, театр, кинотеатр, библиотека, парк, сквер, стадион, бассейн, торговый центр, магазины, школы, детские сады, заводы, фабрики, банки, предприятия, транспорт, вокзал, больница, аптека.

Словарь признаков: большой, маленький, областной, родной, чистый, шумный, тихий, многолюдный, нарядный.

Глагольный словарь: строить, расти, хорошеть, регулировать, учить, убирать.

Словообразование:

1. Прилагательных от существительных (город - городской);

2. Существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (город - городок);

3. Прилагательных от словосочетаний (площадь рядом с вокзалом - привокзальная площадь);

4. Сложных слов (многолюдный).

1. Игра "Назови ласково"

2. Связь слов по типу согласования "Скажи со словом "городской"

3. Поиск соответствующего понятия "Назови, какой, какая?"

4. Поиск антонимов "Скажи наоборот"

5. Поиск соответствующего понятия "Закончи фразу"

6. Поиск соответствующего понятия "Знаешь ли ты свой город?"

"Транспорт"

Предметный словарь: транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, такси, мотоцикл, поезд, велосипед, корабль, самолет, вертолет, метро, остановка, светофор, переход, шофер, машинист, капитан, пилот.

Словарь признаков: легковой, грузовой, пассажирский, дорожный, водный, воздушный, железнодорожный, наземный, подземный, смелый, умный, сильный;

Глагольный словарь: ехать, лететь, плыть, везти, доставлять, перевозить, лететь, плыть, управлять.

Словообразование:

1. Прилагательных от существительных (воздух - воздушный);

2. Приставочных глаголов (доехать, выехать);

3. Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (корабль - кораблик);

4. Прилагательных от словосочетаний (парус из брезента - брезентовый);

5. Сложных слов (двухколесный).

1. Поиск соответствующего понятия "Кто чем управляет?"

2. Классификация понятий "Назови лишнее слово"

3. Построение монолога "Составь рассказ по плану"

4. Поиск соответствующего понятия "Угадай и назови"

5. Игра "Назови, какой, какая, какое?"

"Профессии"

Предметный словарь: врач, строитель, учитель, пожарник, фотограф, повар, парикмахер, милиционер, портной, сапожник, пекарь, писатель, летчик, водитель, библиотекарь, продавец, садовник, плотник, маляр, каменщик, электрик, крановщик, экскаваторщик, сварщик, стекольщик, мастер, архитектор, тракторист, комбайнер, доярка, птичница.

Словарь признаков: добрый, внимательный, заботливый, ответственный, профессиональный, умелый, знающий, добросовестный, дисциплинированный.

Глагольный словарь: лечит, учит, воспитывает, тушит, фотографирует, варит, готовит, стрижет, укладывает, следит, шьет, чинит, кроит, печет, пишет, сочиняет, летает, водит, возит, выдает, принимает, продает, считает, ухаживает, выращивает, кладет, устанавливает, поднимает, управляет, красит, копает, строгает, стеклит, сваривает, сеют, сажают, копают.

1. Поиск соответствующего понятия "Кто что делает?"

2. Поиск соответствующего понятия "Кому что надо для работы?"

3. Поиск соответствующего понятия "Угадай профессию"

4. Поиск фактических ошибок "Путаница"

5. Построение монолога "Опиши профессию по плану"

6. Поиск соответствующего понятия и построение монолога "Беседа по теме"

"Комнатные растения"

Предметный словарь: растение, фиалка, герань, бегония, фикус, алоэ, фуксия, кактус, папоротник, корень, стебель, листья, бутон, отросток, лепесток, цветок, земля, кашпо, рассада, корм, вода, полив, свет, солнце, подоконник.

Словарь признаков: комнатный, яркий, красивый, нежный, ароматный, пахучий, развесистый, пышный, цветущий, полезный, гибкий, вьющийся, опущенный, колючий.

Глагольный словарь: сажать, поливать, пересаживать, рыхлить, распускаться, расцветать, опадать, вянуть, увядать, выращивать, ухаживать, расти, цвести, срезать, рвать, пахнет.

1. Дидактическая игра "Назови ласково"

2. Построение монолога-описания "Расскажи о растении"

3. Дидактическая игра "Узнай по описанию"

"Домашние электроприборы"

Предметный словарь: электроприборы, электричество, розетка, шнур, вилка, телефон, пылесос, холодильник, магнитофон, фен, торшер, лампа, утюг, светильник, телевизор, радио, лампа, компьютер, обогреватель, стиральная машина.

Словарь признаков: электрический, опасный, полезный, домашний, удобный, моющий, хрустальная, стеклянная, напольная, настольная, настенная, высокий, низкий, горячий, холодный, стиральная.

Глагольный словарь: включать, выключать, работать, гудеть, помогать, сушить, готовить, убирать, гладить, охлаждать, морозить, пылесосить, светить, доставать.

Словообразование:

1. Глаголов от существительных (пылесос - пылесосит);

2. Существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (утюг - утюжок).

1. Дидактическая игра "Назови ласково"

2. Поиск соответствующего понятия "Беседа по теме"

"Продукты питания"

Предметный словарь: продукты, колбаса, мясо, котлета, сосиска, молоко, сметана, кефир, яйцо, лапша, творог, яичница, рыба, рагу, тесто, мука, соль, сахар, перец, фарш, бульон, конфеты, торт, шоколад, торт, хлеб, батон, бутерброд, продавец, повар, кондитер, пекарь, пюре.

Словарь признаков: вкусный, острый, кислый, соленый, перченый, мучной, молочный, сладкий, пышный, мягкий, свежий, горячий, холодный.

Глагольный словарь: варить, жарить, печь, кипятить, месить, тушить, тереть, резать, лепить, есть, завтракать, обедать, ужинать.

Словообразование:

1. Прилагательных от существительных (мука - мучной);

2. Приставочных глаголов (испечь, запечь);

3. Существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (торт - тортик);

4. Прилагательных от словосочетаний (мясо свиньи - свинина).

1. Дидактическая игра "Назови ласково" (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном числе)

2. Игра "Назови, какой, какая, какое?" (образование относительных прилагательных)

3. Поиск соответствующего понятия "Отгадай и назови"

4. Поиск соответствующего понятия и развитие монологической речи "Составь рассказ по плану"

"Весна"

Предметный словарь: месяц, весна, март, апрель, май, оттепель, капель, начало, конец, проталины, лужи, ручьи, льдины, ледоход, скворечник, птицы, гнезда, почки, листочки, трава, подснежники, солнце, лучи, семена, рассада, сережки, сосульки, погода, гром, молния, гроза, солнце.

Словарь признаков: ранняя, поздняя, теплая, холодная, долгожданная, радостная, звонкая, шумный, говорливый, быстрый, журчащий, веселый, цветущая, поющая, голосистые, перелетные, березовый.

Глагольный словарь: наступила, пришла, трещит, ломается, журчат, пробивается, набухают, лопаются, распускаются, расцветают, просыпаются, прилетают, щебечут, поют, вьют, выводят, гремит, греет, припекает, светит, пригревает, темнеет, сеют, зеленеет, цветет, радует, бурлит.

Словообразование:

1. Прилагательных от существительных (весна - весенний);

2. Приставочных глаголов (уплывает, отплывает);

3. Существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (лужа - лужица);

4. Прилагательных от наречий (дружно - дружная);

5. Сложных слов (первоцвет, ледоход).

1. Построение монолога "Расскажи о весне по плану"

2. Поиск соответствующих понятий и составление связного предложения "Составь предложения по опорным словам"

3. Поиск соответствующего понятия, выраженного прилагательными, "Назови, какое, какая?"

4. Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом, "Что делает? Что делают?"

5. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом "Назови ласково"

"Скоро в школу"

Предметный словарь: школа, школьник, первоклассник, парта, портфель, ранец, рюкзак, тетрадь, книги, ручка, карандаш, пенал, учебник, альбом, краска, доска, мел, учитель, директор, класс, дежурный, дневник, отличник, урок, задание, библиотека, зал, столовая, перемена, звонок, ластик, кисточка, линейка, подставка, форма;

Словарь признаков: домашнее, интересная, нужная, важная, учебная, школьная, спортивный, многоэтажное, аккуратный, опрятный, нарядный, чистая, спокойная, прилежная, заботливая, важная, любимая, внимательная;

Глагольный словарь: слушать, писать, читать, учить, выполнять, повторять, положить, достать, рисовать.

1. Игра "Назови ласково"

2. Поиск антонимов "Скажи наоборот"

3. Классификация "Четвертый лишний"

4. Поиск соответствующего понятия и развития монологической речи "Беседа по теме"

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Руководство дидактическими играми
Успешное руководство дидактическими играми прежде всего предусматривает отбор и продумывания их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие ...

Периодизация возрастного развития
Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющее в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития. Особенности возраста определяются совокупностью многих условий. Это и система треб ...

Психолого-педагогическая характеристика старшегодошкольного возраста
Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, педагоги регламентируют нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами деятельности, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возр ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru