Формирование навыков работы с электронной таблицей производится с некоторым набором задач следующего содержания. Сладкоежка Пончик решил испечь на свой день рождения 3 торта: яблочный, ореховый и шоколадный. Для приготовления одного яблочного торта требуется 200г сливочного масла, 200г муки, 2 яйца, 300г сахара и 8 яблок. Для приготовления одного орехового торта надо 200г орехов, 400г муки, 300г сахара, 300г масла и 3 яйца. На один шоколадный торт тратиться 3 шоколадки, 2 яйца, 300г муки, 200г масла и 100г сахара. Масло в цветочном городе стоит 100 монет за кг, сахар – 20 монет за кг, яйца – 20 монет за десяток, мука – 30 монет за кг, орехи – 100 монет за кг, яблоки – 2 монеты за штуку, шоколадки – 10 монет за штуку. Построить электронную таблицу, из которой будет видно, сколько будет стоить каждый торт; сколько продуктов каждого вида Пончик должен купить и сколько это будет стоить; сколько всего денег он должен взять с собой, отправляясь за продуктами в магазин.
Для того, чтобы показать необходимость электронных таблиц в пересчете всех результатов при изменении некоторых исходных данных, учащимся задаются дополнительные вопросы, например: сколько будет стоить каждый торт, если на 3 монеты за 1кг подорожает масло и на 2 монеты за десяток подешевеют яйца, если в шоколадный торт добавить 200г орехов, какие из тортов может приготовить Пончик, если всего с собой у него 150 монет, сколько должны стоить продукты для приготовления тортов, если Пончик располагает суммой в 180 рублей.
И если для решения поставленной задачи ученики еще слабо осознавали важность применения формул (считали на калькуляторе и записывали результат в ЭТ), то для ответов на дополнительные вопросы (пересчет всех результатов при изменении любого из условий), они видели необходимость, а самое главное – полезность, в их использовании.
Базовый курс информатики имеет несколько содержательных линий, среди которых есть линия исполнителя, линия алгоритмизации и программирования. Раздел алгоритмизация является самым сложным в курсе информатики и изучается учениками 7-8 классов гимназии, период формирования логического и алгоритмического мышления. Творческую деятельность учащихся на уроке организовать очень нелегко, поскольку необходима очень прочная база, опираясь на которую можно решать нестандартные задачи, задачи повышенной трудности. Такую опору имеют лишь малая группа учеников класса, поэтому творчество всех здесь неуместно. Имеется четко поставленная задача, для решения которой ученики строят модель, составляют алгоритм решения, записывают алгоритм на понятном компьютеру языке (программа), запускают программу на выполнение, анализируют результат выполнения программы, при необходимости уточняют модель и выполняют операции описанные ранее.
И все же элементы творческой деятельности учащихся можно увидеть, предлагая им самим составить условие задачи после изучения определенной темы (ветвление, выбор, повторение, вспомогательные алгоритмы и др.), а еще лучше, если условие задачи будет сопровождать и ее решение. В результате такой деятельности учащихся учитель может определить: насколько глубоко, полно и правильно ученик понял и усвоил материал; грамотно ли составлена задача и к какому классу сложности относится (в одно, два, три действия); имеет ли "подводные камни" в решении или ее решение достаточно "прозрачно" и не вызывает интереса других учеников и т.д.
Прочие статьи:
Опытно-экспериментальная работа по изучению
использования занимательности в учебной деятельности
Я проходила преддипломную практику в школе № 17, во 2А классе. Дети обучаются по программе 1-4. В классе 27 человек, из них - 14 девочек и 13 мальчиков. Национальный состав различный (чуваши, татары, русские). В классе нет неуспевающих детей, но есть дети с пониженной мотивацией учения и повышенной ...
Педагогическая импровизация: исторический аспект
Исследователи в области педагогики уже давно обратили внимание на необходимость развития творческой личности учителя, но педагогической импровизации, неотъемлемому компоненту педагогической деятельности, до недавних пор уделялось недостаточно внимания. Слово «импровизация» (лат. improvisus) означае ...
Методика обучения чтению
Каждый век придумывает свои методы обучения чтению. Затем забывает их, чтобы спустя несколько десятилетий "переоткрыть" и восхититься заново. В каждом есть своя прелесть. Однако давайте разберемся во всем этом многообразии. Существуют два основных, противоположных в своей основе метода об ...