Подготовка учителя и учащихся к уроку

Страница 4

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Правила организации современного урока:

· Первое – определение целей урока;

· Второе – уточнение типа урока;

· Третье – уточнение вида урока;

· Четвертое – выбор методов и приемов обучения в соответствии с оставленными целями

· Пятое – определение структуры урока, соответствующей целям и задачам, содержанию и методам обучения.

Цель обучения предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т.п. Ее необходимо конкретизировать, например:

· Обеспечить усвоение учащимися закона (признаков, свойств, особенностей);

· Обобщить и систематизировать знания о… (или по конкретной теме);

· Отработать навыки (какие);

· Устранить пробелы в знаниях (каких);

· Добиться усвоения учащимися каких-то понятий (вопросов).

Цель воспитания предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и характера. В общем виде можно представить следующий перечень целей воспитания на уроке:

· Воспитание патриотизма;

· Воспитание гуманности;

· Воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду

· Воспитание мотивов учения, положительного отношения к получению знаний;

· Воспитание дисциплинированности,

· Воспитание эстетических представлений.

Цель развития предполагает развитие на уроке познавательных психических процессов учащихся, общетрудовых и политехнических умений и навыков, личностных качеств (воли, самостоятельности, ответственности и пр.)

· Развитие мышления – (аналитического) формирование умения выделять существенные признаки и свойства, (синтезирующего) развитие умения устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала, (аналитико-синтезирующего) развитие умения классифицировать, делать обобщающие выводы, (абстрактного) развитие умений выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, развитие умений применять знания на практике.

· Развитие познавательных умений (формирование умений выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты; развитие умений частично-поисковой познавательной деятельности – частичная постановка проблемы, выдвижение гипотезы, ее решение).

· Развитие общетрудовых и политехнических умений (развитие умения нестандартно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач, развитие операционно-контрольных умений – умения пользоваться приборами и инструментами, планировать, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия.

· Развитие умений учебного труда (умения работать в нужном темпе – читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать; развитие приемов наблюдения – цель, последовательность, состав объектов)

· Развитие воли и самостоятельности (развитие инициативы, уверенности в своих силах, настойчивости, умения преодолевать трудности, добиваться намеченной цели, умения владеть собой, выдержки, самообладания, умения действовать самостоятельно).

Выбор методов строится на основе принципа целеполагания (отражающего систему целей обучающего и обучаемого) , принципа бинарности (отражающего характер взаимодействия учителя и учащегося) и принципа проблемности (отражающего наличие противоречивости в учебном процессе и предмете).

К таким методам относятся:

· Метод монологического изложения. При использовании этого метода учитель рассказывает (монолог), сообщая готовые выводы науки, законы, факты, правила, показывает образец действия и дает задание на заучивание учебного материала и его воспроизведение. При этом доминирует исполнительная деятельность учащихся: наблюдение, слушание, запоминание, выполнение по образцу.

· Диалогический метод. Изложение материала учитель ведет в форме сообщающей беседы. При этом проблемная ситуация создается постановкой проблемных вопросов или показом противоречивости фактов, явлений. Учащиеся как бы помогают учителю в обосновании гипотезы и ее доказательстве. Но сущность новых понятий объясняется учителем.

· Эвристический метод. Характеризуется тем, что изложение нового материала учитель ведет в форме эвристической беседы. А она отличается от сообщающей беседы главным образом постановкой основной проблемы, делением ее на подпроблемы и организации поисковой деятельности учащихся по ее решению. Эвристическая беседа возможна в виде взаимосвязанных вопросов, влияющих друг на друга, и большая часть которых является небольшими проблемами. Здесь характерно то, что последующие вопросы исходят из предыдущих. Эвристический метод характеризуется возникновением дискуссии, высоким уровнем познавательной активности учащихся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Прочие статьи:

Выявление уровня умения самостоятельно применять усвоенные знания в условиях дидактической игры
Выбор детей данного возраста носил не случайный характер, т.к. работа по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста является частью их общей подготовки к школе. Формирование элементарных математических представлений способствует развитию тех качеств, которые ...

Опытно–поисковая работа по организации самостоятельной работы учащихся на уроках технологии: анализ и обобщение результатов
В практическом анализе исследования процесса организации самостоятельной работы младших подростков на уроках технологии была проведена опытно – поисковая работа по организации самостоятельной работы учащихся на уроках технологии на базе МОУ СОШ № 156, города Екатеринбурга, Свердловской области, пре ...

Интерес к физической культуре как фактор повышения активности учащихся на уроке физической культуры
Интерес – это осознанное избирательное положительное отношение к чему-либо, побуждающее человека проявлять активность для познания интересующего его объекта. Интерес характеризуется широтой, глубиной, устойчивостью, мотивированностью, действительностью. Интересы учащихся к уроку физической культуры ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru