Подготовка учителя и учащихся к уроку

Страница 5

· Исследовательский метод. Учитель организует самостоятельную работу учащихся, давая им проблемные познавательные задачи и задания, имеющие практический характер и решаемые учащимися самостоятельно, обычно без помощи преподавателя. Этот метод характеризуется самым высоким уровнем познавательной самостоятельности учащихся

· Алгоритмический метод. Основной признаки алгоритмического метода – инструктирование учащихся. При этом учитель указывает что нужно сделать и как, часто используются инструкционные карты. Применяется этот метод в основном на лабораторных и практических занятиях, в кружковой работе (моделирование, конструирование и т.п.).

· Метод программированных заданий. Он заключается в подготовке учебного материала путем пошаговой «разбивки» его в форме вопросов, задач и заданий (часто с выбором ответов). Этот метод обеспечивает в основном самостоятельную работу репродуктивного типа для учащихся.

Структура – это устойчивый порядок внутренних связей между элементами урока.

Поскольку в основе структуры урока лежит цель деятельности только самого учителя (опросить, объяснить, закрепить и т.п.), то не возникает достаточно условий для реализации развития учащихся. Главное – традиционная структура урока не дает учителю применять разнообразны формы, методы и средства обучения.

Известно, что всякое формирование новых знаний идет на основе актуализации прежних знаний и систематического применения усвоенных знаний в учебной деятельности. Исходя из этого, можно использовать такую структуру урока:

1. Актуализация прежних знаний. То есть нужно освежить прежние знания и способы действия в памяти, кроме того, актуализация означает и психологическую подготовку обучаемого, возбуждение его интереса к теме, проблеме, создание эмоционального настроя, оценку степени готовности отдельных учащихся к восприятию нового материала и т.д. Актуализация – понятие более широкое, чем опрос. В нее входит и контроль за состоянием знаний ученика, его умений и навыков, который осуществляется в форме опроса и в форме проверки выполнения учебных заданий. Видами деятельности учащихся на этапе актуализации могут быть решение задач, чтение текста, самостоятельная работа, взаимопроверка, выполнение упражнение и пр.

2. Формирование новых понятий и способов действия. Здесь понятие «формирование» включает деятельность учителя по объяснению нового материала или организации деятельности учащихся по самостоятельному раскрытию сущности новых понятий. Способ объяснения учителя может быть разным (лекция, беседа, рассказ, демонстрация опыта и пр.), так же, как и способ «самообъяснения» учащегося (работа с книгой, анализ ситуаций, анализ текста произведения, решение задач и пр.).Эти приемы и способы действия учителя и учащихся являются элементами методической подструктуры урока.

3. Формирование умений и навыков. На этом этапе происходит отработка применения знаний путем многократного повторения тех или иных умственных или практических действий, операций. Выполняются различные упражнения, решаются задачи, анализируется ход решения и т.п.

4. Домашнее задание учитель может дать на любом этапе урока в зависимости от учебной ситуации. Это важный момент и поэтому домашнее задание является самостоятельным элементом подструктуры урока. Оно должно быть прокомментировано и объяснено учащимся.

Варианты структуры уроков для их разных типов и видов образуются за счет изменения числа элементов методической подструктуры, их взаимосвязи и последовательности.

Дидактические требования к современному уроку:

• четкое формулирование триединой дидактической цели;

• определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

• прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;

• выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля их оптимального воздействия на каждом этапе урока;

• выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность учащихся в процессе учения;

• реализация на уроке всех дидактических принципов; - создание условий успешного учения учащихся.

II. Психологические требования к уроку:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Прочие статьи:

Методика предрасположенности к конфликтному поведению К. Томаса
С помощью адаптированной Н.В.Гришиной методики американского социального психолога К.Н.Томаса (1973) определяются типические способы реагирования на конфликтные ситуации. Можно выявить, насколько человек склонен к соперничеству и сотрудничеству в группе, в школьной команде, стремится ли он к компро ...

Педагогическая деятельность С.Т. Шацкого
В 1906 Шацкий организовал общество «Сетлемент», главной целью которого стало повышение культурного уровня населения. Но в 1908 г. Оно было закрыто полицией за пропаганду социализма среди детей. B следующем году Шацкий и его сподвижники создают общество «Детский труд и отдых». B 1911 г. Общество отк ...

Становление и развитие русской педагогики Х-ХIХ вв
Система воспитания — это совокупность взаимосвязанных целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной социальной структуры (семьи, школы, вуза, государства) и логике выполнения социального заказа. Любая система воспитания востр ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru