Дополнительное образование как фактор развития творческих способностей дошкольников

Страница 2

Таким образом, анализ теоретических и эмпирических исследований дал нам возможность определить наиболее эффективные условия для формирования творческой личности:

1. Признание безусловной ценности ребенка. В студии раннего развития создаются условия для развития, способствующие творчеству, если позволяют ребенку ощущать свою значимость и самоценность во всех проявлениях, независимо от его состояния и поведения в прошлом или настоящем. Такое отношение возможно лишь при искренней вере в потенциальные возможности ребенка, веры безо всяких условий.

2. Создание обстановки безоценочного принятия ребенка, ситуаций, в которых отсутствует внешнее оценивание. Когда мы перестаем судить о ребенке с точки зрения нашей собственной системы ценностей, мы способствуем творчеству. Ведь оценивание всегда воспринимается как угроза, приводящая к необходимости прибегнуть к одной из защит, что означает невозможность осознания определенной части опыта. Отсутствие оценивания не означает, что педагог дополнительного образования никак не реагирует на то, что ребенок произвел. Можно сказать: «Мне не нравится твой поступок. Я огорчена», – и это будет конструктивнее и эффективнее следующего. «То, что ты делаешь – это плохо. Ты дурно поступил». Действие, поступок – лишь одно из многих проявлений личности. И они никак не тождественны. Никогда нельзя оценивать личность ребенка в целом негативно, это отдаляет его от возможности быть творческим.

3. Творчество развивается при условии предоставления ребенку свободы выражения. Это означает, что педагог дополнительного образования, занимающийся развитием, должен способствовать выражению самого сокровенного у ребенка, его мыслей, чувств, состояний и действий. Это создаёт условия для открытости, а также для причудливого и неожиданного сочетания образов, понятий и значений, что является частью творчества.

4. Креативность способна развиваться и реализовываться через проявление собственной индивидуальности ребенка. И в этом контексте важна разрешающая и поощряющая, активизирующая исследовательскую деятельность ребенка позиция взрослых. Иными словами, позиция, обеспечивающая психологическую безопасность, физическую и эмоциональную поддержку ребенку со стороны взрослых. Выражать позитивные ожидания, надежду на успех, веру в способность ребёнка к достижению надситуативных целей.

5. Творчество начинается в игре. Именно в ней развиваются такие важные предпосылки креативности, как интерес, воображение, формируется умение проявлять свою творческую инициативу, активизируются процессы, формирующие наглядно-образное мышление, в основе которого лежит манипулирование образами. И здесь необходима помощь взрослого в организации и в реализации замысла игры, стимулирования их разнообразия. Именно предоставление ребенку свободы для игры, фантазии, перехода от реального мира к воображаемому оказывает решающее влияние на развитие его способности к переживанию интереса, удивления, ситуации новизны.

6. Развитие творческой активности детей осуществляется при работе педагогов по развитию анализируемого качества личности .

В рамках гуманитарной парадигмы современного образования создание условий, способствующих развитию качеств творческой личности у каждого воспитанника, является одной из приоритетных педагогических задач. В реальной практике учреждений дополнительного образования детей под условиями творческого развития часто понимается в основном поддержка одаренных детей и усилия педагогов направляются на организацию соответствующих мероприятий (олимпиад и конкурсов). Другая крайность заключается в том подходе, когда творческое развитие подменяется творческим мышлением, что неизбежно приводит к игнорированию духовного аспекта творчества, сужению его сущностного смысла и целостности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Методика изучения нумерации чисел младшими школьниками
При характеристике содержания и системы построения начального курса математики говорилось, что работа, направленная на формирование у детей понятия о числе и арифметических действиях, ведется в течение всех трех лет начального обучения и составляет основу всего курса. Программа предусматривает пост ...

Изучение предрасположенности детей 5-6 лет с ОНР III-IV уровня к акустической дисграфии
Форма проведения - педагогическое исследование. Базой проведения эксперимента является МДОУ «Детский сад №73» города Рязани. Цель : выявление эффективности дидактических игр на развитие фонематического слуха, звукового восприятия и слухового внимания для предупреждения акустической дисграфии у дете ...

Построение методической системы уроков способствующих формированию мотивации учащихся
Изучив дидактические условия формирования положительной мотивации и существующие рекомендации передового опыта педагогов-новаторов, мы выявили необходимость внедрения интерактивных методов обучения. В нашем случае, акцент ставится на применение метода деловых и ролевых игр, и применение проектного ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru