Д.Б. Эльконин разделяет эту точку зрения. Весь период как он его называет "подростничества" разделен им на два этапа:
средний школьный возраст (11-15 лет);
старший школьный возраст (15-17 лет).
Для последнего – характерна профессионально-учебная деятельность как ведущая. В это время формируются самосознание, познавательные и профессиональные интересы, способность вырабатывать жизненные идеалы, строить жизненные планы.
Юношеский период характеризуется установлением психологической независимости в суждениях и поступках. Это период принятия ответственности за свою судьбу. В отличие от подросткового, юношеский возраст характеризуется повышением уровня самоконтроля и саморегуляции. Расширяется диапазон социальных ролей.
Социальная ситуация развития старшеклассника характеризуется приближением окончания школы и последующим выбором вуза (как подготавливающего к профессиональной деятельности). Все учащиеся поставлены в ситуацию выбора перспектив собственного развития повторно (первично это происходит после окончания девятого класса). В этой ситуации образование связывается с профессией.
Л.И. Божович характеризует кризис подросткового возраста как самый сложный и длительный, характеризующийся в первой его фазе (12-15 лет) возникновением способности ориентироваться на цели, выходящие за пределы сегодняшнего дня ("способность к целеполаганию"), а на второй фазе (15-17 лет) – осознанием своего места в будущем, т.е. рождением "жизненной перспективы": в нее входит представление о своем желаемом "Я", и о том, что он хочет совершить в своей жизни.
В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и самому себе, и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие в конечном счете к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь.
В качестве новообразования Божович так же выделяет самоопределение.
Подлинное самоопределение часто не завершается к моменту окончания школы – считает Божович. По ее мнению чаще всего эту проблему решают за них взрослые или обстоятельства жизни и лишь иногда они сами.
Таким образом, возрастают требования к условиям школы. Они должны быть организованы таким образом, чтобы обеспечить старшекласснику возможность самоопределения.
В качестве одного из основных вариантов ведущей деятельности в старшем подростковом возрасте П.А. Сергоманов [27] также выделяет профессиональное самоопределение как самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии. Среди задач возрастного развития также выделяет развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.
И так, самоопределение называется ключевым новообразованием юношеского возраста. Каковы же основные характеристики самоопределения?
Методологические основы психологического субъектного подхода к самоопределению были заложены С.Л. Рубинштейном, который продолжает в современности К.А. Абульханова-Славская. Возрастной аспект проблемы самоопределения наиболее полно разработан Л.И. Божович. Рассмотрению профессионального самоопределения посвящены работы Климова Е.А., Пряжникова Н.С., Крягжде С.П., М.Г. Гинзбурга.
Прочие статьи:
Роль игры в жизни ребенка
Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – ...
Иван Дмитриевич творчески работал с детьми
Есть в музыке бездумное начало, Призыв к свободе от земных оков. Она не зря лукаво обольщала Людей на протяжении веков. Ему дали руководить детским оркестром. И в детском доме он по настоящему увлекся музыкой. Ребят учил играть на музыкальных инструментах. В детдоме был свой духовой оркестр, и по в ...
Психомоторная организация человека
Вопрос и причинах движений человека с давних пор интересовал ученых-анатомов, врачей, философов. В начале нашей эры уже была ясна сократительная функция мышц и роль двигательных нервов; но причины, вызывающие движение, оставались невыявленными. Лишь в XVII веке Р. Декарт, создав основу рефлекторной ...