Кроме того, проблематика самоопределения связана с темой сущности выбора, его структуры, оснований, по которым он осуществляется. Эти вопросы поднимаются в работах Василюка Ф.Е., Леонтьева Д.А., Когана А.Ф.
К.А. Абульханова-Славская центральным моментом самоопределения выделяет самодетерминацию, собственную активность, осознанное стремление занять определенную позицию.
Проблема самоопределения – это проблема субъекта самоопределения. Н.С. Пряжников говорит о психологической сложности проблемы субъекта самоопределения и выделяет следующие основные характеристики:
Совокупный характер субъекта профессионального самоопределения определяется тем, что кроме самого человека на его важные жизненные выборы оказывают сильное влияние родители, сверстники, специалисты и т.д.
Сложная, многоуровневая организация субъекта самоопределения определяется тем, что выбор обычно растянут во времени (он должен "созреть") Кроме того, существует определенная, постоянно меняющаяся иерархия факторов, определяющих принятие решения.
Противоречивый характер субъекта самоопределения определяется тем, что сам выбор – это всегда отказ от чего-то, от каких-то равнозначных альтернатив. Между этими альтернативами постоянно существуют внутренние противоречия, которые должен разрешить субъект.
Основной акцент в работе по профессиональному самоопределению Пряжников ставит на активизации субъекта самоопределения, а идеальный вариант: нахождении смысла в самом процессе самоопределения.
Различают личностное и профессиональное самоопределение, которые неразрывно связаны между собой.
М.Г. Гинзбург пишет: - Личностное самоопределение как психологическое явление возникает на границе старшего подросткового и младшего юношеского возраста. Основные характеристики личностного самоопределения заключаются в следующем:
1) потребность в личностном самоопределении представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире;
2) личностное самоопределение ориентировано в будущее;
3) личностное самоопределение связано с выбором профессии, но не сводится к нему.
Кроме того, отмечается "двуплановость" личностного самоопределения, которая заключается в том, что оно осуществляется одновременно, с одной стороны, как конкретное определение будущей профессии и планирование жизни, а с другой – как неконкретные поиски смысла своего существования.
Успешное самоопределение характеризуется гибкостью, возможностью опробования различных социальных ролей, включенностью в различные общности; переживанием осмысленности собственной жизни, а неуспешное – переживанием ее бессмысленности и т.д.
Что же касается выбора профессии, то самоопределение включает выбор будущей профессии, но не сводится к нему. Видение себя как будущего профессионала является показателем связи с обществом, вхождения в общество, видения себя в обществе. Выбор профессии фактически означает проецирование в будущее определенной социальной позиции.
В психологическом смысле самоопределившаяся личность – это субъект, осознавший, что он хочет (жизненные цели, планы, идеалы), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что он есть (свои личностные и физические свойства), чего от него хочет или ждет общество, коллектив; и готовый функционировать в системе общественных отношений.
Прочие статьи:
Методическая разработка урока с применением информационных и
коммуникационных технологии
А) План – конспект урока технологии. Тема: Классификация волокон. Цели: Образовательные: ознакомить учащихся с классификацией волокон; дать сведения о процессах прядения и ткачества; ознакомить с простыми ткацкими переплетениями. Развивающие: развивать творческое мышление, навыки при работе с инстр ...
Описание и оценка эффективности методов диагностики вербальной агрессии
школьников
Визуальное наблюдение с вербальной регистрацией Визуальное наблюдение с вербальной регистрацией - метод сбора информации путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех элементов поведения ребенка в соответствии с целью и задачами исследования. По классификации Р. Бэрона и Д. Ричардсон ...
Обобщение передового педагогического опыта работы по теме исследования на
материалах периодической печати
С целью изучения опыта работы по теме нашего исследования педагогов и организаторов детского движения мы, помимо прочего, обратились к материалам периодической печати, конкретно к журналу «Воспитание школьников», где обнаружили ряд статей, посвященных вопросам и проблемам деятельности детских и мол ...