Юношеский возраст в основных психолого-педагогических концепциях

Статьи об образовании » Условия осуществления осознанного профессионального выбора старшеклассниками » Юношеский возраст в основных психолого-педагогических концепциях

Страница 1

Юношеский возраст большинством исследователей считается одним из самых спутанных и противоречивых в психологических и педагогических теориях. Что объясняется становящимся характером в истории цивилизации как юношеского, так и подросткового возрастов. По гипотезе Д.Б. Эльконина об историческом содержании детства оба возраста исторически молоды и еще не обрели своей культурно-исторической формы и механизмов развития, в следствии чего, представляют особенную сложность для исследования.

Рассмотрим основные подходы к определению границ и содержания юношеского возраста.

Задачи и особенности возраста определяются как различные в разных теориях. Даже определение его границ затруднено. Если в отношении определения нижней возрастной границы у исследователей наблюдается некоторое единство мнений: 14-15 лет, то верхняя – колеблется в пределах 17-25 лет. Некоторые исследователи также отдельно выделяют старший школьный возраст как самостоятельный.

По мнению одного из первых исследователей юности Стэнли Холла юность охватывает период от начала полового созревания (12-13 лет) до наступления взрослости (22-25 лет) и соответствует эпохе романтизма.

В психоаналитическая теории Зигмунда Фрейда конфликт в пубертате связан с переходом на генитальную стадию, характеризующуюся зрелой сексуальностью. В этот период человек должен отказаться от детской пассивности и научиться получать комфорт, любовь и безопасность, прикладывая усилия. Таким образом, человек берет на себя активную роль в решении жизненных проблем.

Анна Фрейд рассматривала детское развитие как постепенный процесс социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности. Продвижение ребенка от принципа удовольствия к принципу реальности не может наступать раньше, чем процессы памяти, фантазии, речи не достигнут определенных ступеней развития. Становление принципа реальности и мыслительных процессов открывает путь для новых механизмов социализации: подражание, идентификация, интроекция, которые способствуют образованию инстанции Сверх–Я или нравственного сознания. Далее должны быть сделаны новые шаги в социум: из семьи в школу, из школы в общественную жизнь.

Анна Фрейд характеризовала юность как период внутреннего конфликта психической неуравновешенности и неустойчивого поведения, акцентируя значение психических влечений и потребностей, указывая на психическую неуравновешенность как характерную черту юношеского возраста.

Открытие "Я", развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности и ее свойств, появление жизненного плана, установки на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни как новообразования возраста выделяет Эдуард Шпрангер. По его мнению, юношеский возраст (у девочек – с 13 до 19 лет, у мальчиков – с 14 до 22 лет) – стадия, прежде всего духовного развития, хотя он и не отрицал его связи с психофизиологическими процессами. При этом процесс развития идет изнутри вовне: от открытия "Я" к включению в виды жизнедеятельности.

Курт Левин связывал развитие личности с изменением ее социального положения. Так юношество характеризуется маргинальностью, так как подросток (юноша) уже не ребенок, но еще и не взрослый. Подобное положение отражается на его поведении и психике, что выражается в агрессивности, застенчивости, внутренних противоречиях, склонности принимать крайние позиции. Левин выделяет следующие ключевые процессы переходного возраста: расширение жизненного мира личности, круга общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Пути социализации старших подростков из опекунских семей в условиях кадетской школы
В психологической литературе подростковый возраст определяется как кризисный, трудный, переходный. Его кризисность и трудность – в резком взрослении, в скачке из детства в иную возрастную фазу, в новое знание. Подросток сталкивается с неведомыми ему ранее противоречиями во взаимоотношениях между лю ...

Ортобиотка - основа здоровьесберегающей педагогической технологии
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяют несколько групп, отличающихся разным подходом к охране здоровья. Элементами медико-гигиенических технологий являются использование профилактических программ, контроль и помощь в обеспечении гигиенических условий в соо ...

Понятие «гендер» в научной литературе
Понятие «гендер» было введено в русский язык в начале 1990-х г. А. Посадской. Позднее оно все чаще начинает употребляться, в частности, социологами, однако в совершенно различных смыслах, что создает концептуальную путаницу и препятствует сопоставимости результатов. Некоторые авторы просто отождест ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru