Юношеский возраст в основных психолого-педагогических концепциях

Статьи об образовании » Условия осуществления осознанного профессионального выбора старшеклассниками » Юношеский возраст в основных психолого-педагогических концепциях

Страница 1

Юношеский возраст большинством исследователей считается одним из самых спутанных и противоречивых в психологических и педагогических теориях. Что объясняется становящимся характером в истории цивилизации как юношеского, так и подросткового возрастов. По гипотезе Д.Б. Эльконина об историческом содержании детства оба возраста исторически молоды и еще не обрели своей культурно-исторической формы и механизмов развития, в следствии чего, представляют особенную сложность для исследования.

Рассмотрим основные подходы к определению границ и содержания юношеского возраста.

Задачи и особенности возраста определяются как различные в разных теориях. Даже определение его границ затруднено. Если в отношении определения нижней возрастной границы у исследователей наблюдается некоторое единство мнений: 14-15 лет, то верхняя – колеблется в пределах 17-25 лет. Некоторые исследователи также отдельно выделяют старший школьный возраст как самостоятельный.

По мнению одного из первых исследователей юности Стэнли Холла юность охватывает период от начала полового созревания (12-13 лет) до наступления взрослости (22-25 лет) и соответствует эпохе романтизма.

В психоаналитическая теории Зигмунда Фрейда конфликт в пубертате связан с переходом на генитальную стадию, характеризующуюся зрелой сексуальностью. В этот период человек должен отказаться от детской пассивности и научиться получать комфорт, любовь и безопасность, прикладывая усилия. Таким образом, человек берет на себя активную роль в решении жизненных проблем.

Анна Фрейд рассматривала детское развитие как постепенный процесс социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности. Продвижение ребенка от принципа удовольствия к принципу реальности не может наступать раньше, чем процессы памяти, фантазии, речи не достигнут определенных ступеней развития. Становление принципа реальности и мыслительных процессов открывает путь для новых механизмов социализации: подражание, идентификация, интроекция, которые способствуют образованию инстанции Сверх–Я или нравственного сознания. Далее должны быть сделаны новые шаги в социум: из семьи в школу, из школы в общественную жизнь.

Анна Фрейд характеризовала юность как период внутреннего конфликта психической неуравновешенности и неустойчивого поведения, акцентируя значение психических влечений и потребностей, указывая на психическую неуравновешенность как характерную черту юношеского возраста.

Открытие "Я", развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности и ее свойств, появление жизненного плана, установки на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни как новообразования возраста выделяет Эдуард Шпрангер. По его мнению, юношеский возраст (у девочек – с 13 до 19 лет, у мальчиков – с 14 до 22 лет) – стадия, прежде всего духовного развития, хотя он и не отрицал его связи с психофизиологическими процессами. При этом процесс развития идет изнутри вовне: от открытия "Я" к включению в виды жизнедеятельности.

Курт Левин связывал развитие личности с изменением ее социального положения. Так юношество характеризуется маргинальностью, так как подросток (юноша) уже не ребенок, но еще и не взрослый. Подобное положение отражается на его поведении и психике, что выражается в агрессивности, застенчивости, внутренних противоречиях, склонности принимать крайние позиции. Левин выделяет следующие ключевые процессы переходного возраста: расширение жизненного мира личности, круга общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Сущность социализации старших подростков
адаптация сирота опекунский социализация Проблемы, связанные с социализацией детей и подростков, постоянно находятся в центре внимания педагогов. В настоящее время эти вопросы приобрели особую актуальность в связи с неустойчивым состоянием общества, усугубляющимся социально-экономическим кризисом, ...

Цели и задачи формирования универсальных учебных действий, направленных на литературное образование младших школьников
Тяга к книге появляется у детей, как правило, в раннем детстве. Таким образом, в течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формируется интерес и любовь к книге, т.е. ребенок успешно формируется как читател ...

Традиционное обучение
Обучение-целенап-й пед-й процесс организ-ии и стимулир-я активной уч-позн-й деят-ти уч-ся по овладению ЗУНами, развитию творч-х спос-ей, мировозрения и нравс-но-эстетич-х взглядов т буждений. Говоря о сущности знания, нужно иметь ввиду 2 его смысловых оттенка. В одном случае это рез-т научного позн ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru