Дидактические условия осуществления мотивации учащихся

Статьи об образовании » Проблемы формирования мотивации в процессе обучения » Дидактические условия осуществления мотивации учащихся

Страница 1

Стратегическая задача реформы казахстанского образования видится в развитии новой национальной модели, направленной на формирование творческой личности.

В концепции развития образования Республики Казахстан на период до 2015 года выделяются факторы, сдерживающие развитие образования: нет компетентностного подхода, ориентированного на индивидуальность учащегося, среди учеников нет четко выраженной позитивной мотивации к выбору жизненного пути, интересов и перспектив, отсутствие мотивации высокого качества образования в системе подготовки кадров. Одной из важных ставится задача достижения современного качества образования через обновление содержания образования и материально-технической базы. В связи с этим предполагается разрабатывать новое содержание профессионально-педагогической деятельности педагогов, поддерживать их готовность осваивать и внедрять инновации, востребованные новой образовательной ситуацией, меняются цели и задачи в подготовке специалистов - акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетенций, происходит переориентация обучения на личностно-ориентироованный подход. «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи”, - писал еще И.Г.Песталоцци. «Человек образованный - тот, кто знает, где найти то, чего он не знает». (Георг Зиммель), преподаватель должен лишь направлять действия студента, помогать ему не потеряться в безбрежном мире информации, предоставляя ему самому конструировать свои знания».

Для того чтобы разработать систему уроков, способствующих формированию мотивации в обучении, нам необходимо изучить дидактические условия, при которых осуществляется данный процесс.

Каким образом учитель может добиться того, чтобы обучаемые были внимательны и сосредоточенны?

Опыт работы преподавателем и пассивным наблюдателем за работой опытных педагогов во время прохождения практики в колледжах города подсказывает, что подходящим средством для того, чтобы поддерживать необходимую напряженность процесса обучения, является изменение формы общения. Под формами общения понимаются виды и способы группирования обучаемых на занятиях. Необходимо практиковать работу:

- со всей группой: будь то защита реферата, беседа с преподавателем, обсуждение или презентация;

- с малой подгруппой: 3-7 обучаемых работают над одним заданием, например, по дисциплине «бухгалтерский учет и аудит» это будет задача по заполнению налоговой декларации предприятия, решение которой затем обсуждается всей группой;

- в парах: двое учащихся обсуждают постановку задачи на тему «начисление заработной платы рабочим», ищут решение, которое затем обсуждается в микрогруппе или всей группой;

- индивидуальную: каждый обучаемый индивидуально решает задачу по вычислению суммы авансов, полученных под выполнение работ, оказанных услуг, после чего его решение сравнивается с решениями остальных.

Обучаемые рассматривают разнообразие как что-то приятное. Вот как описывали учащиеся занятия, которые были наполнены разнообразием: «Занятия проходят интересно и разнообразно, мне постоянно приходится соображать», «Увлеченность учителя своим предметом меня просто заразила», «Занятия понравились, потому что нужно было не просто слушать, а активно работать». Приятно, не правда ли?

Во время однообразной деятельности быстро падает внимание, и, наоборот, он повышается, когда сообщается новая информация, решаются новые препятствия. Поэтому регулярно изменяйте учебную ситуацию.

Казахстанскому учительству пригодятся наработки зарубежных педагогов. Раньше они не представляли для нас особого интереса ввиду различия социальных и образовательных систем, несовпадения воспитательных приоритетов, теперь же могут оказаться полезными для формирования мотивации учения в новых рыночных условиях. Процессы, связанные с формированием мотивации, американские педагоги называют тренингом, подразделяя последний на четыре основных направления: мотивации достижений, причинных схем, личной причинности и внутренней мотивации.

Тренинг мотивации достижений основывается на предположении, что при прочих равных условиях те обучаемые будут иметь более высокую успеваемость, у которых обостренно чувство собственного достоинства и стремление постоянного улучшения своих достижений. Формирование синдрома достижения предполагает:

- обучение учащихся сопоставлять собственные достижения с достижениями других (как правило, лучших) обучаемых;

- обучение способам поведения, типичным для человека с высокоразвитой мотивацией;

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Развитие эмоциональной сферы младшего школьника и формирование у него моральных чувств
В старой психологии было распространено мнение, что маленький ребенок является очень эмоциональным существом и что постепенно, с возрастом, он эту эмоциональность утрачивает. С этой точки зрения младший школьник должен быть менее эмоциональным, чем дошкольник, и более эмоциональным, чем взрослый. О ...

Педагогические условия и принципы формирования самостоятельности учащихся посредством организации самостоятельной работы в процессе обучения
Формирование самостоятельности в учебной деятельности является предпосылкой проявления этого качества в других видах деятельности, не только в тех, в которые ученик включается в настоящее время, но и тех, которые ему предстоят в будущем. В связи с этим особое значение приобретает задача формировани ...

Употребление запятой между однородными членами
Определите: 1. Союзное или бессоюзное соединение однородных членов союзное бессоюзное (однородные члены разделяются запятой) 2. Значение союзов противительные, двойные сопостави­тельные (однородные члены разделяются запятой) 3. Повторяются или не повторяются соединительные, разде­лительные союзы по ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru