Дидактические условия осуществления мотивации учащихся

Статьи об образовании » Проблемы формирования мотивации в процессе обучения » Дидактические условия осуществления мотивации учащихся

Страница 1

Стратегическая задача реформы казахстанского образования видится в развитии новой национальной модели, направленной на формирование творческой личности.

В концепции развития образования Республики Казахстан на период до 2015 года выделяются факторы, сдерживающие развитие образования: нет компетентностного подхода, ориентированного на индивидуальность учащегося, среди учеников нет четко выраженной позитивной мотивации к выбору жизненного пути, интересов и перспектив, отсутствие мотивации высокого качества образования в системе подготовки кадров. Одной из важных ставится задача достижения современного качества образования через обновление содержания образования и материально-технической базы. В связи с этим предполагается разрабатывать новое содержание профессионально-педагогической деятельности педагогов, поддерживать их готовность осваивать и внедрять инновации, востребованные новой образовательной ситуацией, меняются цели и задачи в подготовке специалистов - акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетенций, происходит переориентация обучения на личностно-ориентироованный подход. «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи”, - писал еще И.Г.Песталоцци. «Человек образованный - тот, кто знает, где найти то, чего он не знает». (Георг Зиммель), преподаватель должен лишь направлять действия студента, помогать ему не потеряться в безбрежном мире информации, предоставляя ему самому конструировать свои знания».

Для того чтобы разработать систему уроков, способствующих формированию мотивации в обучении, нам необходимо изучить дидактические условия, при которых осуществляется данный процесс.

Каким образом учитель может добиться того, чтобы обучаемые были внимательны и сосредоточенны?

Опыт работы преподавателем и пассивным наблюдателем за работой опытных педагогов во время прохождения практики в колледжах города подсказывает, что подходящим средством для того, чтобы поддерживать необходимую напряженность процесса обучения, является изменение формы общения. Под формами общения понимаются виды и способы группирования обучаемых на занятиях. Необходимо практиковать работу:

- со всей группой: будь то защита реферата, беседа с преподавателем, обсуждение или презентация;

- с малой подгруппой: 3-7 обучаемых работают над одним заданием, например, по дисциплине «бухгалтерский учет и аудит» это будет задача по заполнению налоговой декларации предприятия, решение которой затем обсуждается всей группой;

- в парах: двое учащихся обсуждают постановку задачи на тему «начисление заработной платы рабочим», ищут решение, которое затем обсуждается в микрогруппе или всей группой;

- индивидуальную: каждый обучаемый индивидуально решает задачу по вычислению суммы авансов, полученных под выполнение работ, оказанных услуг, после чего его решение сравнивается с решениями остальных.

Обучаемые рассматривают разнообразие как что-то приятное. Вот как описывали учащиеся занятия, которые были наполнены разнообразием: «Занятия проходят интересно и разнообразно, мне постоянно приходится соображать», «Увлеченность учителя своим предметом меня просто заразила», «Занятия понравились, потому что нужно было не просто слушать, а активно работать». Приятно, не правда ли?

Во время однообразной деятельности быстро падает внимание, и, наоборот, он повышается, когда сообщается новая информация, решаются новые препятствия. Поэтому регулярно изменяйте учебную ситуацию.

Казахстанскому учительству пригодятся наработки зарубежных педагогов. Раньше они не представляли для нас особого интереса ввиду различия социальных и образовательных систем, несовпадения воспитательных приоритетов, теперь же могут оказаться полезными для формирования мотивации учения в новых рыночных условиях. Процессы, связанные с формированием мотивации, американские педагоги называют тренингом, подразделяя последний на четыре основных направления: мотивации достижений, причинных схем, личной причинности и внутренней мотивации.

Тренинг мотивации достижений основывается на предположении, что при прочих равных условиях те обучаемые будут иметь более высокую успеваемость, у которых обостренно чувство собственного достоинства и стремление постоянного улучшения своих достижений. Формирование синдрома достижения предполагает:

- обучение учащихся сопоставлять собственные достижения с достижениями других (как правило, лучших) обучаемых;

- обучение способам поведения, типичным для человека с высокоразвитой мотивацией;

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Направления внеучебной работы
Задачи воспитательной работы реализуются в конкретных направлениях деятельности в соответствии с этапами социализации студентов. Наиболее проблемным является адаптационный период, который проходят студенты первого года обучения (как правило, 17–18 лет). Можно выделить социальные и индивидуальные па ...

Значение творчества Шацкого для советской педагогики
Творчество Шацкого — предмет пристального внимания не только советских педагогов, но и западноевропейских ученых. В современной западной литературе предпринимаются попытки изобразить Шацкого как последователя Л. Н. Толстого, педагогической системы Д. Дьюи и сторонника теории свободного воспитания. ...

Методы и приёмы развития музыкально–ритмических способностей
декламацией стихов, пением песен. Во всем этом ребенок проявляет свои ритмические склонности и развивает ритмические способности. Играющий ребенок бессознательно использует основные ритмические величины (четверти, восьмые). Педагог музыки может хорошо использовать ритмичность детей и построить на э ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru