Сопутствующие результаты:
М 11 |
Д 11 |
М 9 |
Д 9 | |
Советовались с родителями |
50% |
90% |
80% |
90% |
Значимость учебной деятельности |
70% |
70% |
40% |
40% |
Ранее делали работу за плату |
90% |
70% |
100% |
50% |
Общие результаты:
Показатели осознанности учащихся 11ых классов в среднем значительно выше показателей учащихся 9ых классов.
Учащиеся 9ых классов гораздо чаще не отвечали на поставленные вопросы, что может объясняться недостаточной значимостью проблемы выбора на данном этапе и разницей в интенсивности профориентационной работы в 9 и 11 классах.
Большой процент, более 60%, мальчиков как 11ого так и 9ого класса указывают свою выбранную специальность.
Показатель ответственности и принятия выбора как собственного очень высок, более 80% особенно у одиннадцатых классов.
В большинстве случаев учащимися отмечается значимость профессиональной деятельности, в среднем более 60%.
В качестве наиболее часто встречающегося критерия выбора специальности выступает личный интерес.
Альтернативные варианты обучения учитываются в крайне низкой степени, они не сформулированы. Мальчиками не сформулированы вообще, девочками – в небольшой степени.
Тревожность мальчиков в отношении своего будущего значительно больше чем у девочек.
Сто процентов мальчиков девятого класса имели опыт трудовой деятельности.
Девочки в гораздо меньшем проценте случаем, чем мальчики имели опыт трудовой деятельности.
Разница между показателями осознанности мальчиков и девочек в девятом классе меньше, чем в одиннадцатом. Показатели мальчиков и девочек одиннадцатого класса схожи.
В среднем значительной разницы между показателями ответственности девочек и мальчиков в девятом классе нет. В одиннадцатом классе показатели девочек выше, чем мальчиков.
Интерпретация полученных данных:
В целом в соответствии с выделенными критериями осознанного выбора большинство старшеклассников школы №84 осуществили осознанный выбор. Наблюдается особенно высокие показатели осознанности по блокам, которым уделяется усиленное внимание в профориентационной работе школы. Показатели осознанности в 9-х классах в среднем ниже, чем в одиннадцатых, что объясняется меньшей интенсивностью профориентационной работы в 9-х классах. Однако выбор специальности в 9-х классах осуществлен в более 50% случаев.
Старшеклассники демонстрируют эффективность реализации тех компонентов осознанного выбора, над которыми ведется наиболее интенсивная работа в школе.
Обнаружены существенные отличия осуществления выбора мальчиками и девочками.
Целью данной работы являлось выявление взаимосвязи между структурой организации системы профориентационной работы школы и осуществлением учащимися осознанного выбора.
Для этого нами были рассмотрены особенности юношеского возраста и выделены его актуальные задачи, центральной из которых является способность к самоопределению.
Самоопределение в свою очередь понимается как способность к самостоятельному, независимому, автономному существованию, способность осуществлять осознанный, ответственный выбор. Способность осуществлять осознанный выбор считается необходимой чертой личности в современной ситуации.
Далее мы на основе деятельностного подхода к выбору вообще и выбору профессий выделили критерии осознанного выбора профессий. Деятельностный подход был выбран нами т.к. он предполагает возможность научения выбору путем развития его деятельностных компонентов.
Прочие статьи:
Проблема личностной зрелости и самоактуализации в
теории А. Маслоу
Можно сказать, что к середине XX века состояние психологии было таковым, что главной особенностью большинства ее направлений был предельный прагматизм, внимание исследователей было сосредоточено на механизмах адаптации, приспособления к той реальности, в которой живет человек. Теории принципиально ...
Особенности формирования активного словарного
запаса у старших дошкольников со стертой формой дизартрии
По данным Е.Ф. Соботович, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, ведущим нарушением при стертой дизартрии является нарушение произносительной стороны речи. Вместе с тем у многих детей обнаруживается и несформированность лексико-грамматического строя речи, фонематических процессов, что представляет собо ...
Дидактическая игра как метод пропедевтической работы с детьми 5-6 лет с ОНР
Дидактические игры - специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры. Системы Д.и. впервые разработаны для дошкольного воспитания Ф. Фребелем и М. Монтессори, для начального обучения - О. Декроли. В отечественной педагогической практике в 1940-50-е гг. Д.и. рассматривались преиму ...