В рассматриваемом курсе выстроена система введения младших школьников в мир литературы. В первом и важном блоке для каждого класса представлены произведения о Родине (стихотворения, рассказы, сказки, пословицы и поговорки о Родине и родной природе). От класса к классу произведения усложняются в соответствии с возрастом и уровнем обучении детей. Например, в 1 классе на уроках литературного слушания учащиеся знакомятся с народными песнями (хороводными и песенками – закличками). Во 2 классе читают тексты народных песен (хороводных, календарных, колыбельных). В 3 классе повторяют малые жанры фольклора и изучают былины, а в 4, выпускном, классе начальной школы знакомятся с героическими песнями. Эти знания являются интеллектуальным богатством растущего гражданина России, его культурологическим запасом, способствующим пониманию фольклорных корней отечественной литературы, принятию литературы. Принятию литературы и культуры других народов. Отбор произведений и система их изучения воспитывают у детей любовь к Родине и гражданственность, позволяют младшим школьникам воспринимать литературу как источник познания родной и мировой культуры, духовных ценностей, создают основу и для воспитания толерантности.
Следующая важнейшая задача, которая, согласно ФГОС НОО, поставлена перед литературным чтением, - формирование читательских умений. Как научить младшего школьника пользоваться формами чтения (вслух и молча) и основными видами чтения (первичным, изучаемым, поисковым и просмотровым)? Как сформировать основные читательские умения? Чтения в рамках учебного предмета литературное чтение рассматривается с трех позиций: Как предмет обучения, как средство развития и получения информации из текста, как речевая деятельность. Каждая из этих позиций связана с развивающей функцией обучения. Традиционная программа по чтению рассматривала чтение как предмет обучения (научить читать правильно, бегло, осознанно и выразительно с указанной скоростью чтения для каждого года обучения). В рассматриваемом курсе литературного чтения решается задача формирования читательских умений: овладение способами и видами чтения, работа с текстами произведений разных жанров, умение работать с книгой (учебной, художественной, справочной и так далее), что соответствует требованиям ФГОС НОО.
Рассматриваемый курс литературного чтения в соответствии с требованиями ФГОС НОО предусматривает освоение основных видов речевой деятельности, Устная речь – это вид речевой деятельности, который формируется на уроках литературного чтения во время обсуждения прослушанного или прочитанного произведения. Работа с диалогами и монологами литературных героев помогает младшим школьникам овладевать диалогической монологической речью, умением давать полный аргументированный ответ на поставленный вопрос и ставить вопросы по содержанию прочитанного произведения. Для развития устной речи в данном курсе литературного чтения используются такие формы обучения, как пересказ, рассказывание, выразительное чтение, устное изложение небольшого произведении или эпизода по плану, выражение соей точки зрения о произведении, героев и его поступках с элементами рассуждения и описания. Система работы с произведением представлена в методическом сопровождении текстов в учебнике и тетради. Выполнение упражнений и заданий строится на наблюдении, сравнении, обобщении, классификации и создании логического ряда, а использование схемы, моделей, таблиц служит развитию мышления, внимания, формированию читательской зоркости и уровня начитанности.
ФГОС НОО – основной документ начального общего образования. Цель уроков литературного чтения в данном курсе – помочь ребенку стать читателем: подвести младших школьников к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова, обогатить их читательский опыт, развить интерес к чтению и книге, сформировать читательские умения. Развитие способности воспринимать текст - произведения; понимать читаемое; воссоздавать в своем воображении прочитанное; воспроизводить текст (подробно, выборочно, сжато, творчески).
Прочие статьи:
Развитие исследовательских умений младших школьников в ходе
проектирования
проект учитель школьник исследовательский Возрастающее внимание современной педагогической психологии и практики образования к вопросам исследовательского обучения обусловлено главной особенностью современного мира – его высокой динамичностью. Происходящие вокруг перемены столь интенсивны и стремит ...
Состояние грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи III уровня
Проанализировав научно-педагогическую литературу по проблеме развития грамматического строя речи, мы поставили целью эксперимента– выявить особенности нарушения грамматического строя речи, а в частности словообразования и словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием ре ...
Формирование экологической культуры подростков
В современную эпоху экологические проблемы затрагивают интересы каждого человека, человечество в целом. Вопрос об экологическом образовании сам по себе не новый. Он получил развитие в работах И. Т. Суравегиной (экологизация курсов биологии и создание курсов по экологии человека), А. Н. Захлебного ( ...