Подбор и составление примеров.
Понимание правила обычно проверяется самостоятельным подбором или составлением иллюстративного материала.
Однако составление примеров не всегда может свидетельствовать о хорошем осмыслении структуры правила, его условий и нормы. Нередко пример составляется или подбирается по данному образцу, безосмысления условий нормы.
Теоретический уровень этого вида работы и степень осознания правила могут быть разными: от составления примера по образцу (пример учебника — свой пример) до составления примера по заданным условиям: вычленение условий, составление по этим признакам предложения, проверка наличия заданных условий в придуманном предложении (условия правила — пример — подтверждение условий правилами).
В последнем варианте составление и подбор примеров являются продолжением работы над осмыслением правила, его структуры. Анализ условий в правиле здесь связывается с умением построить предложение, соответствующее условиям пунктуационной нормы, и с нахождением этих условий в составленном примере. Анализ правила может сопровождаться экспериментированием: изменение в задании сочетания условий приведет к изменениям в структуре предложения или к составлению нового, например: «Придумайте предложение с тремя однородными членами, соединенными бессоюзно. Как можно показать, что перечисление закончено?»
Задания по составлению примеров могут быть следующие:
1. Подбор примеров с учетом полного и неполного состава условий действия правил. Например:
Составить предложение, в котором при наличии именного сказуемого и нулевой связки тире не ставится: Осенняя ночь темна', Озеро что зеркало; В полном разгаре страда деревенская (Н. Некрасов) и др.
Составить предложение, в котором, несмотря на то, что именная часть составного сказуемого выражена существительным в именительном падеже, тире не ставится: Прямая есть кратчайшее расстояние между двумя точками.
2. Составление предложений по действию одного и того же условия. Например:
Составить предложение с нераспространенным определением.
Составить предложение, в котором распространенное определение стоит после определяемого слова.
Составить предложение, в котором распространенное определение не обособляется.
Возможен и такой вид работы, когда предложение перестраивается по указанию учителя. Например:
Придумайте двусоставное нераспространенное предложение. (Сирень цветет.) Распространите это предложение определением с зависимыми словами и поставьте его после определяемого слова. (Сирень, посаженная в прошлом году, цветет.) Перестройте это предложение, изменив место определения по отношению к определяемому слову. (Посаженная в прошлом году сирень цветет.)
Все упражнения даны на обособление определений с учетом их состава. Цель подобных заданий — отработать влияние на обособление определений именно этого условия в разных сочетаниях с другими условиями.
Последовательность видов работ над правилом определяется особенностями изучаемого материала, системой его подачи в учебнике, сведениями, полученными учащимися в предшествующих классах, подготовкой учащихся.
Прочие статьи:
Задания на различение длительности звука
Они, так же как и предыдущие, строятся на основе восприятия и воспроизведения детьми звуков разной длительности, связанных с каким-либо образным действием. Например, долгие удары по бубну могут означать игровой образ — «медведь идет», короткие — «зайчики прыгают». Дети второго года жизни только слу ...
Ритмические упражнения
Дети с большой радостью выполняют ритмические задания, связанные с несложными инструментальными произведениями. Например, одна группа выполняет ритмический рисунок на ударных инструментах, вторая – на шумовых. Часто импровизируют, добавляют что-то своё. В качестве такого музыкального репертуара исп ...
Преодоление
задержки речевого развития у детей раннего возраста
В диагностическую группу детского сада компенсирующего вида принимаются дети 2-4 лет с сохранным интеллектом, имеющие задержку речевого развития разной этиологии. Экспрессивная речь у них представлена в виде отдельных звукоподражаний, аморфных слов-корней, усеченных фраз или коротких малопонятных п ...