Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования

Статьи об образовании » Виды работ над пунктуационными правилами в VIII классе » Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования

Страница 2

Почему в правилах указано, что знаки препинания при одно­родных придаточных ставятся так же, как и при однородных членах?

Ответ на этот вопрос потребует развернутого суждения по оп­ределенному плану (грамматические признаки однородности, одна и та же связь, выражаемая употреблением одних и тех же союзов; сопоставление пунктуационных правил: случаи неразделения одно­родных членов и однородных придаточных предложений запятой, случаи употребления разделяющих знаков).

Возможны вопросы по обоснованию самой нормы. Например. На что указывает тире между главными членами? (Этим знаком фик­сируется нулевая связка.) Чем оправдывается выделение вводных слов и словосочетаний запятыми?

Мотивирование отдельных положений правил — это продолжение работы над осмыслением нормы и условий ее действия, содержания правила и его структуры.

Сопоставление правил.

Одна и та же конструкция может под­чиняться нескольким правилам, а конструкции, близкие по своему построению, регулируются одним и тем же пунктуационным прави­лом. Поэтому во многих случаях полезно сопоставление пунктуацион­ных правил, цель которого — пунктуационные обобщения.

Сопоставление правил, которыми регулируется постановка знаков препинания в одноименных синтаксических единицах, позволит ус­тановить общие условия действия нормы, по-разному сочетающиеся в отдельных правилах (например, при обособленных определениях), повысит осознанность правил и облегчит их применение учащимися.

Целесообразны сопоставления по норме и ее вариантам там, где конструкция обслуживается несколькими правилами. В школе такие сопоставления чаще всего проводятся путем постановки вопросов. Например. Когда ставится тире при однородных членах с обобщающими словами? Когда ставится двоеточие между однородными членами и обобщающими словами?

Однако для сопоставления правил можно поставить вопросы и по-другому. Например. Чем вызвана необходимость отделения однородных членов от обобщающих слов? Какие для этого исполь­зуются знаки препинания? Чем определяется выбор двоеточия и тире? В каком положении могут находиться однородные члены по отношению к обобщающим словам? Расскажите о постановке тире и двоеточия при однородных членах с обобщающими словами. Как видим, предложенные вопросы существенно отличаются от первых: анализ идет не от знака, по которому показываются условия, а от условий, которыми определяется употребление знака. Казалось бы, различие небольшое, но очень существенное: в первом случае анализ сводится к работе памяти — воспроизведению правил, во вто­ром — к активизации мыслительного процесса; в первом случае правила представляются и усваиваются как конгломерат их, во втором — сопоставление условий, по которым дифференцируется норма или ее варианты, позволяет не только понять правила и их структуру, но и осмыслить их в системе.

Интересны и целесообразны сопоставления одних и тех же или сходных правил, которыми обслуживаются разные построения, име­ющие общее в своей структуре, например правил, которыми регу­лируется постановка запятой между членами и частями предложения, находящимися в сочинительной связи. Цель подобных сопоставле­ний — синтаксические и пунктуационные обобщения.

Различаются одновременное и последовательное сопоставления. В первом случае сопоставление проводится в процессе одновременного изучения новых тем (сопоставляемые материалы изучаются впервые), во втором случае сопоставляются материалы, первоначальное, изучение которых во времени не совпадает (ра­нее изученный материал сопоставляется с вновь изучаемым). Оба вида правомерны. В школьной практике чаще используется по­следовательное сопоставление. Оно дает более устойчивые резуль­таты.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Методика организации программы «Будь здоров» в условиях ДОУ
Дошкольный возраст - самый поддающийся воздействиям период. В этом возрасте ребенок быстро обучается и усваивает. По опыту своей работы в МДОУ «Теремок» (ХМАО Ханты-Мансийский р-н с.Селиярово) мы убедились в необходимости поддержания и укрепления здоровья детей. На основании вышесказанного воспитат ...

Психологические основы формирования у дошкольников позиции созидателя в отношении своего здоровья
Психологической основой формирования позиции созидателя в отношении своего здоровья является наличие у ребенка потребности в здоровом образе жизни. Но, такой потребности у ребенка дошкольного возраста еще нет. Согласно исследованиям возрастной динамики значимости здоровья и здорового образа жизни, ...

Характеристика мышления детей старшего дошкольного возраста
Мышление - вид интеллектуальной деятельности, процесс решения задач, связанный с открытием человеком нового знания для себя. Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Мышление - психический процесс отражени ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru