Описание диагностической программы

Страница 3

3. Не смог найти последовательность событий и составить рассказ – низкий уровень.

(4) Методика «сравнение понятий». Цель: Определить уровень сформированности операции сравнения у младших школьников.

Методика заключается в том, что испытуемому называют два слова, обозначающие те или иные предметы или явления, и просят сказать, что общего между ними и чем они отличаются друг от друга. При этом экспериментатор все время стимулирует испытуемого в поиске возможно большего кол-ва черт сходства и различия между парными словами: «Чем еще они похожи?», «Еще чем», «Чем еще они отличаются друг от друга?»

Список слов сравнения.

Утро – вечер

Корова – лошадь

летчик – тракторист

лыжи – кошки

собака – кошка

трамвай – автобус

река – озеро

велосипед – мотоцикл

ворона – рыба

лев – тигр

поезд – самолет

обман – ошибка

ботинок – карандаш

яблоко – вишня

лев – собака

ворона – воробей

молоко – вода

золото – серебро

сани – телега

воробей – курица

дуб – береза

сказка – песня

картина – портрет

лошадь – всадник

кошка – яблоко

голод – жажда.

Можно выделить три категории задач, которые применяются для сравнения и различия поколений.

1) Испытуемому даются два слова, явно относящиеся к одной категории (например «корова - лошадь»).

2) Предлагаются два слова, у которых общее найти трудно и которых гораздо больше отличаются друг от друга (ворона - рыба).

3) Третья группа задач еще сложнее – это задачи на сравнение и различия объектов в условиях конфликта, где различия выражены гораздо больше чем сходство (всадник - лошадь).

Различие уровней сложности этих категорий задач зависит от степени трудности абстрагирования признаков ими наглядного взаимодействия объектов, от степени трудности включения этих объектов в определенную категорию.

Обработка результатов.

1) Количественная обработка заключается в подсчете числа черт сходства и различия.

а) Высокий уровень – школьник назвал более 12 черт.

б) Средний уровень – от 8 до 12 черт.

в) Низкий уровень – менее 8 черт.

2) Качественная обработка состоит в том, что экспериментатор анализирует, какие черты отметил учащийся в большем количестве – сходства или различия, часто ли он употреблял родовые понятия.

Страницы: 1 2 3 


Прочие статьи:

Методические рекомендации воспитателям по развитию мышления детей старшего дошкольного возраста
1. При работе по повышению уровня развития мышления детей воспитатель детского сада должен знать, что такое мышление и каковы его особенности на данном возрастном этапе. Мышление - вид интеллектуальной деятельности, процесс решения задач, связанный с открытием человеком нового знания для себя. Для ...

Цели и задачи внеучебной работы со студентами
Воспитание высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности – гражданина России, способной к высококачественной профессиональной деятельности и моральной ответственности за принимаемые инженерно-технические и другие решения Формирование у студентов нравственных, духовных и культур ...

Уровень развития вербальной памяти умственно отсталых учащихся
Содержание работы по развитию вербальной памяти направлено на развитие ориентировочно - познавательной деятельности, на взаимосвязь между основными компонентами ментальной деятельности: действием, словом и образом. На занятиях по развитию вербальной памяти можно выделить следующие задачи: I. Создан ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru