Уровень развития вербальной памяти умственно отсталых учащихся

Статьи об образовании » Развитие вербальной памяти у умственно отсталых учащихся » Уровень развития вербальной памяти умственно отсталых учащихся

Страница 3

По данным протоколов может быть составлена «кривая запоминания». Для этого по горизонтальной оси откладываются число правильно воспроизведенных слов, а по вертикальной – процент учащихся, правильно воспроизведших предложенные слова. По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей запоминания. Установлено, что умственно отсталые дети воспроизводят малое количество слов. По данным проведенного эксперимента выяснилось, что и в контрольном, и в экспериментальном классах, оперативная вербальная память детей находиться примерно на одном уровне. Этот уровень можно определить как III уровень, т.е. воспроизведение трех и менее слов. В контрольном классе на первом этапе 35% правильно воспроизвели 3 слова, на втором этапе было также воспроизведено 3 слова 35% учащимися, на 4 этапе уменьшился процент учащихся, которые назвали 3 слова, но возрос процент учащихся до 20%, которые назвали 4 слова, на 5 этапе правильно воспроизвели 3 слова 55 %, 4 слова 15 %.

В экспериментальном классе, на первом этапе правильно произвели 3 слова 35% учащихся, на втором этапе 30%, но возрос процент учащихся до 50%, которые воспроизвели 2 слова. На третьем этапе 5% учащихся воспроизвели 4 слова, увеличилось количество учащихся, которые назвали 3 слова до 45%. Четвертый этап характеризуется ростом процента учащихся до 10%, которые назвали 4 слова. На пятом этапе понизился этап учащихся до 5%, которые воспроизвели 4 слова, но возрос процент учащихся до 50%, которые воспроизвели 3 слова.

«Кривая запоминания» может указывать и на ослабление активного внимания, и на выраженную утомляемость. Так, например, иногда ребенок ко второму разу воспроизводит определенное количество слов, а при последующих пробах припоминает все меньшее и меньшее количество слов. В жизни такой учащиеся обычно страдают забывчивостью и рассеянностью. В основе такой забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания. Кривая в таких случаях не обязательно резко падает вниз, иногда она принимает зигзагообразный характер, свидетельствующий о неустойчивости внимания, о его колебаниях.

В отдельных, сравнительно редких случаях дети воспроизводят от раза к разу одинаковое количество одних и тех же слов, т. е. кривая имеет форму «плато». Такая стабилизация свидетельствует об эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности в том, чтобы запомнить побольше. Кривая типа низко расположенного «плато» наблюдается при слабоумии с апатией (при паралитических синдромах).

Еще одной методикой, примененной для исследования вербальной памяти, была пиктограмма. Методика впервые была предложена Л.С. Выготским; ее описание было дано А.Р. Лурия. Г.В. Биренбаум (1934) предложила использовать ее для исследования мышления; разработка методики принадлежит С.В. Логиновой (1972). Представляет собой вариант изучения детей, страдающих умственной отсталостью. Для проведения эксперимента нужны чистая бумага и карандаши (простой и цветные). В подготавливаемых к эксперименту наборах слов и словосочетаний простые понятия могут чередоваться с более сложными, отвлеченными, например: «вкусный ужин», «тяжелая работа», «счастье», «развитие», «печаль» и т. п.

Ребенку объясняют, что будет проверяться его память, можно сказать «зрительная память». Чтобы запомнить отдельные словосочетания, он должен, ничего не записывая, нарисовать то, что поможет ему вспомнить заданное слово.

Выбранные из легких первые выражения могут быть использованы для более подробного разъяснения, уточнения инструкции, даже показа, если ребенок испытывает затруднения в понимании инструкции. По ходу работы желательно просить ребенка давать пояснения к замыслу, деталям, содержанию рисунка. Какие бы связи и рисунки ребенок ни создавал, не следует высказывать неодобрения. Лишь тогда, когда рисунки слишком многопредметны, а сам ребенок больше увлекается процессом рисования, чем выбором связи для запоминания, его можно несколько ограничить во времени.

Через час ребенку предлагают вспомнить заданные слова вразбивку. Можно назвать слова по рисункам или сделать подписи к ним. Иногда ребенку может быть оказана необходимая помощь.

Для проведения данной методики, учащимся были предложены следующие слова и словосочетания: зимний лес, яблоко, карандаш, молоко, вкусный ужин. По данной методике были получены следующие результаты, отраженные в таблице 2.4.

Таблица 2.4 Результаты теста с использованием пиктограммы

Количество воспроизведенных слов

Контрольный класс

Экспериментальный класс

1

100%

100%

2

95%

90%

3

45%

35%

4

10%

5%

5

0%

0%

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Педагогические условия и принципы формирования самостоятельности учащихся посредством организации самостоятельной работы в процессе обучения
Формирование самостоятельности в учебной деятельности является предпосылкой проявления этого качества в других видах деятельности, не только в тех, в которые ученик включается в настоящее время, но и тех, которые ему предстоят в будущем. В связи с этим особое значение приобретает задача формировани ...

Роль игровой деятельности в обучении младших школьников с задержкой психического развития
Задержка психического развития – проблема комплексного характера. Однако, и задержка речевого развития – это не просто обнаружившиеся у ребенка речевые сложности. Подобная задержка оказывает влияние на все (особенно высшие) познавательные процессы ребенка, на его личностные особенности. Так, речь я ...

Обобщение передового педагогического опыта работы по теме исследования на материалах периодической печати
С целью изучения опыта работы по теме нашего исследования педагогов и организаторов детского движения мы, помимо прочего, обратились к материалам периодической печати, конкретно к журналу «Воспитание школьников», где обнаружили ряд статей, посвященных вопросам и проблемам деятельности детских и мол ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru