Коррекционное развитие вербальной памяти умственно отсталых школьников

Статьи об образовании » Развитие вербальной памяти у умственно отсталых учащихся » Коррекционное развитие вербальной памяти умственно отсталых школьников

Страница 3

-психолого-педагогические информационные

стенды ("уголки для родителей");

-папки-передвижки (папки-раскладушки)

с материалами по различным вопросам

семейного воспитания.

Работа с родителями обязательно должна включать одновременное использование разных форм. Например, проведение группового собрания предваряется наблюдением игр или занятий, хозяйственно-бытового труда детей, просмотром выставки. Еще одним примером является сопровождение доклада или беседы на психолого-педагогическую тему показом слайдов, фрагментов кино-, видеофильма.

В ходе формирующего эксперимента были проведены лекции для родителей по развитию вербальной памяти, где указывались методики занятий с детьми. Родителям умственно отсталых детей в качестве «домашнего задания» была предложена методика «Опосредствованное запоминание по Леонтьеву», которая направлена на исследование опосредствованного запоминания и представляет ценный материал для анализа характера мышления, способности ребенка к образованию смысловых связей между словом и наглядным образом (картинкой).

Для проведения эксперимента родителям были розданы наборы изображений предметов (картинки) и наборы слов. Рисунки были выполнены на карточках, размер каждой из которых приблизительно 5Х5 см.

Набор карточек

Диван, гриб, корова, умывальник, стол, ветка земляники, ручка для перьев, аэроплан, географическая карта, щетка, лопата, грабли, автомобиль, дерево, лейка, дом, цветок, тетради, телеграфный столб, ключ, хлеб, трамвай, окно, стакан, постель, экипаж, настольная электрическая лампа, картинка в раме, поле, кошка.

Слова для запоминания.

Свет, обед, лес, учение, молоток, одежда, поле, игра, птица, лошадь, дорога, ночь, мышь, молоко, стул.

Перед ребенком раскладывают рядами все тридцать карточек в любом порядке, но так, чтобы все они были ему видны. Затем говорят: «Тебе нужно будет запомнить ряд слов. Для того чтобы это было легче делать, нужно каждый раз, когда я буду называть слово, выбирать такую карточку, которая потом поможет припомнить слово. Вот, например, первое слово, которое нужно запомнить «свет». Здесь «свет» нигде не нарисован, то можно выбрать карточку, которая поможет запомнить это слово». После того как ребенок выберет карточку, ее откладывают в сторону и спрашивают: «Как эта карточка напомнит про «свет»?» Если ребенок приступает к работе неохотно, то такие вопросы можно задавать после предъявления третьего или четвертого слова. Все отобранные карточки откладывают в сторону. Затем спустя 40 минут или час, т. е. перед концом исследования, ребенку в произвольном порядке показывают по одной карточке и просят припомнить, для запоминания какого слова эта карточка была отобрана. При этом обязательно спрашивают, как удалось припомнить или чем эта карточка напомнила соответствующее слово. Данные заносились родителями в подготовленный протокол (таблица 2.6):

Таблица 2.6 Форма протокола

Слова

Выбираемая карточка

Объяснение связи для запоминания

Воспроизведение

Объяснение связи

         

Как правило, выполнить это задание очень легко. Совершенно неважно, какую именно карточку выберет испытуемый. Установление связи между словом и карточкой может носить и сугубо индивидуальный характер. Так, например, для запоминания слова «молоко» испытуемый может использовать рисунок коровы. Так как корова дает молоко. Он может выбрать изображение хлеба, так как хлеб едят с молоком. Наконец, ребенок может выбрать дерево, сказав при этом, что дерево напоминает ему о деревне, где он пил молоко.

Здесь нет правильного или неправильного выбора. Важно то, что испытуемый установил содержательную смысловую связь между предъявленным для запоминания словом и тем, что изображено на карточке.

Непосредственно в классе с ребятами была проведена следующая работа.

Важным направлением в развитии вербальной памяти является формирование игровой деятельности умственно отсталых детей. Работа направлена на развитие у детей интереса к игрушкам, предметно-игровым действиям, умения играть совместно с другими детьми.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Прочие статьи:

Преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста
В диагностическую группу детского сада компенсирующего вида принимаются дети 2-4 лет с сохранным интеллектом, имеющие задержку речевого развития разной этиологии. Экспрессивная речь у них представлена в виде отдельных звукоподражаний, аморфных слов-корней, усеченных фраз или коротких малопонятных п ...

Методика работы по формированию активного словаря детей старшего дошкольного возраста
Одна из основных задач речевого развития детей дошкольного возраста формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, с учетом возрастных особенностей и возможностей дошкольников. Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач. Основанием для их выделения является ...

Общие и конкретные закономерности процесса обучения
Закономерности – это существующие, необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи между определенными явлениями, процессами или компонентами процессов. Закономерности выявляются эмпирическим путем из опыта. Общие закономерности процесса обучения касаются процесса обучения в целом. Закономерность цели ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru