Учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста при обучении иностранному языку

Статьи об образовании » Особенности реализации коммуникативного подхода в процессе обучения немецкому языку у учащихся 2 класса » Учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста при обучении иностранному языку

Страница 2

Нужно развивать у учащихся способность к сознательному управлению памятью, то есть специально обращать их внимание на то, что надо запомнить. Один из приемов осмысленного запоминания - смысловая группировка материала, например: группировка слов по правилам чтения, по тематической принадлежности, грамматических структур по значению, употреблению и формообразованию и так далее. У младших школьников при небольшом объеме материала, который нужно запомнить, и при отсутствии его осмысления, легко формируется привычка механического запоминания – зубрежка. Вместе с тем значительную роль у младших школьников играет непроизвольное запоминание. Оно оказывается особенно высокопродуктивным тогда, когда запоминаемый материал становится содержанием их активной деятельности, особенно игры.

Анализируя различные аспекты готовности ребенка к школьному обучению, Л.И. Божович вслед за Л.С. Выготским обращает внимание не столько на количественный запас представлений, сколько на уровень развития интеллектуальных процессов, то есть на качественные особенности детского мышления. Ребенок, готовый к школьному обучению, «должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. Ребенок, который не способен следить за рассуждением учителя и вслед за ним приходить к простейшим выводам, является еще не готовым к обучению в школе».

Для тех детей, которые готовы приступить к получению начального образования, обучение в начальных классах школы означает овладение понятиями, которые соотносятся со словами, знанием, суждениями, предложениями и умозаключениями, речью. Не случайно формирование и развитие мышления у учащихся начальных классов идет взаимосвязано с развитием их речи.

В связи с чрезвычайной важностью формирования понятий в психологии, изучающей проблемы интеллектуального развития ребенка, предпринимаются попытки пошагово, поэтапно проследить процесс формирования языковых значений и понятий, чтобы, в конечном счете, управлять сложными и многоплановыми изменениями, связанными с образованием у учащихся новых знаний, образов, понятий.

Учащиеся начальных классов ориентируются на оперирование абстрактными понятиями. Они с большим трудом воспринимают и понимают, например, грамматические правила, предъявленные в виде определений, формулировок. Это происходит потому, что элементы понятийного мышления ими только осваиваются.

Умственные возможности детей данного возраста довольно широки. У них развита способность к рассуждению, они могут делать выводы и умозаключения. Анализировать предметы и явления, не прибегая к практическим действиям, что свидетельствует о развитии словесно- логического мышления. Ученики способны дать аргументированные доказательства. Эту способность учащихся следует использовать при обучении иностранному языку и развивать с помощью упражнений на доказательство суждений учителя и учащихся, на моделирование проблемных ситуаций, абстрактных схем для наполнения их конкретным содержанием.

С памятью и мышлением тесно связан такой психический процесс, как воображение. Богатство мышления и его эффективность зависят от силы воображения. Различают произвольное и непроизвольное воображение. Непроизвольное чаще всего вызывается неудовлетворенными желаниями, которые способствуют представлению тех ситуаций, реальных или нереальных, в которых эти желания могут быть удовлетворены. Произвольное воображение- это разработка образа с заранее поставленной целью. Оно может существенно повышать эффективность деятельности, если человек часто воспроизводит ситуацию, в которой он должен действовать, и этим отрабатывает свою программу поведения в сложных ситуациях.

Также различают репродуктивное и творческое воображение. При слушании сказок у ребенка развивается репродуктивное воображение, так как он воспроизводит ситуации и образы под влиянием речи рассказчика. В творческом воображении воспроизводятся и реконструируются ситуации и образы, не имеющие места в действительности.

В курсе раннего обучения иностранным языкам эффективно используется склонность учащихся младших классов к фантазированию, разработке сказочных сюжетов или внесению изменений в уже готовые сюжеты.

Любая творческая деятельность, в том числе и персонификация (одно из проявлений творческого воображения), способствует развитию творческого воображения ребенка, которое можно тренировать с помощью игр и творческих заданий. Младшего школьника необходимо приучать контролировать свое воображение, так как непроизвольное воображение может усиливать эмоциональный стресс, когда продуцируются ситуации и образы, связанные с сильными эмоциями страха, обиды, чувства вины. В таких случаях каждый образ сопровождается переживаниями, что способствует закреплению негативных эмоций и может сформировать негативные черты характера или чувство неполноценности. Поэтому необходимо включать детей в реальное активное общение, которое может предотвратить вредную работу воображения.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Общее представление об учебной деятельности
При освоении любой деятельности человек приобретает определенные способности: например, в труде ребенок обретает способность к планированию, в игре - к воображению и действию в уме. В учебной деятельности ребенок обретает способность учить себя, или умение учиться. Умение учиться, формируемое в уче ...

Классификация компьютерных средств обучения
ТСО объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся. В англоязычных источниках ТСО называют аудиовизуальными средствами, которые делятся на жесткие (hardware) и мягкие (software). К ...

Диагностика уровня познавательной активности детей
Для изучения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста на базе ДОУ №17 в п. Песчанка был проведен эксперимент. В эксперименте приняли участие дети старшей группы в количестве 20 человек. Они были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 10 человек в каждой). Э ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru