Наследственную изменчивость, связанную с изменением генотипа организма, затрагивающую различные признаки, можно показать на любых комнатных растениях, демонстрируя разнообразие окраски лепестков околоцветника, рассеченность листовой пластинки, махровость цветков или другие признаки пеларгоний, сенполий, цикламена и других цветущих в это время комнатных растений.
Комбинативную изменчивость, которая возникает при свободных скрещиваниях в популяциях, можно наблюдать на цветущих растениях, подобрав экземпляры с разным сочетанием признаков, например махровость цветка и окраска лепестков околоцветника. Уместно продемонстрировать результаты опытов юннатов по скрещиванию комнатных растений, соответственно подобрав экземпляры с различным сочетанием признаков.
Соотносительную изменчивость, проявлявшуюся в том, что изменение одного органа вызывает зависимое изменение других, можно увидеть в наличии антоциановой окраски в лепестках околоцветника, черешках и жилках листа у цикламена и фуксии с малиновыми цветками, в наличии ярко-красной окраски у бальзамина с ярко-красным околоцветником, у ахименеса с сине-фиолетовыми цветками.
Так комнатные растения помогут учащимся уяснить биологический смысл изучаемых закономерностей и понять, почему все виды наследственной изменчивости Ч. Дарвин считал особенно важными для эволюции, как их нужно учитывать при создании новых, более ценных сортов растений.
Формы искусственного отбора и роль человека как отбирающего фактора в этом процессе также можно раскрыть на комнатных растениях. При этом учитель поясняет, что большинство комнатных растений является результатом бессознательного отбора, который человек ведет стихийно, отбирая, сохраняя и накапливая из поколения в поколение интересующие его признаки.
Демонстрируя гибридные формы амариллиса, пеларгоний и других гибридных комнатных растений, можно раскрыть суть методического отбора, при котором человек сознательно отбирает для скрещивания исходные пары и получает разнообразный материал с наиболее удачным, интересующим его сочетанием признаков. При этом полезно познакомить девятиклассников с результатами опытов по гибридизации комнатных растений, выполняемых юннатами в уголке живой природы.
Способность живых организмов к интенсивному размножению удобно наблюдать на наибольшем эфемерном растении из крестоцветных - арабидопсисе, у которого каждый небольшой стручок содержит до 50 мелких оранжево-бурых семян. Это растение способно при благоприятных условиях (продолжительном дне и температуре 20-25°С) давать в год до 8 поколений и производить около 1000 семян.
Внутривидовую борьбу за существование можно показать на любом комнатном растении, заложив в уголке живой природы или дома несложный опыт. Он состоит в том, что в небольшие горшки одинакового размера одновременно высаживают по одному, двум, трем и четырем окорененным черенкам (отводкам, луковицам) одного и того же растения. Через 1-2 месяца у подопытных растений меряют высоту, подсчитывают количество листьев, измеряют площадь листовых пластинок, отмечают характер ветвления и состояние растений. Данные наблюдения заносят в таблицу (табл. 1).
Таблица 1
№ п/п |
Вариант опыта |
Высота растения (в см) |
Количестве листьев |
Площадь листа (в см2) |
Характер ветвления |
Состояние растения |
Прочие статьи:
Проведение формирующего эксперимента в условиях ДОУ
Характеристика ДОУ Содержание образовательного процесса определяется следующими программами и педагогическими технологиями: Основная образовательная программа: • «Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова, 2010г. Дополнительные образовательные програм ...
Развитие понимания речи в онтогенезе
Обобщенно развитие понимания речи детей представлены в работе Н.С. Жуковой, где она выделяет шесть уровней понимания речи. При обследовании детей раннего возраста особенно важным является то, понимает ли ребенок обращенную речь. 1 уровень – выражено речевое внимание, прислушивается к голосу, адеква ...
Биологические факторы в познавательной и двигательной деятельности школьников
и их роль
Хотя степень активности школьников на уроке физической культуры определяется, прежде всего, социальными факторами, однако нельзя недооценивать и роль биологического фактора – потребности человека в двигательной активности, которая у разных людей выражена в различной степени. Поэтому можно создать у ...