Родина амариллиса - пустыня Карру. Это растение имеет крупные листья и 2-3 крупных цветка на высокой цветочной стрелке. В неблагоприятное время года амариллис сбрасывает листья, а питательные вещества сохраняет в луковице, из которой в благоприятное время года отрастает новое растение.
Родиной кливии являются более влажные места западного побережья юга Африки, отделенные от пустыни Карру Драконовыми горами. Кливия не образует луковицы, листья ее не опадают и имеют много устьиц. Она цветет долго и обильно, образуя на высоком мясистом цветоносе до 12 розово-оранжевых цветков.
Для того чтобы наглядно показать, как изменение условий существования влияет на изменение биологических особенностей организма, полезно с учащимися провести опыт по превращению наземного комнатного растения традесканции в водное растение (опыт описан в книге Н.М. Верзилина «Путешествие с комнатными растениями»). Окоренившиеся черенки традесканции надо посадить в почву, насыпанную в стеклянную банку, залить водой и закрыть стеклом. Два раза в день черенки опрыскивать водой в течение трех недель, а затем их можно пересадить в аквариум или в другую банку, на дно которой предварительно насыпать землю, прикрыв ее сверху слоем песка. Затем в аквариум налить воду. Традесканция будет жить под водой. Можно сразу пересадить традесканцию в аквариум или в высокую банку и в течение месяца подливать воду, постепенно повышая ее уровень.
С помощью микроскопа можно сравнить изменения в строении старых и новых листьев на поперечных срезах, подсчитать количество устьиц на кожице традесканции до погружения в воду и спустя месяц ее жизни в аквариуме.
Комнатные растения всегда активно используют учителя для обобщения и закрепления изученного материала, для опроса учащихся. С этой целью рекомендуем заранее подготовить карточки-задания примерно следующего содержания:
1. Подобрать не менее 10 видов комнатных растений, иллюстрирующих различные типы наследственной изменчивости. Указать, какова роль этой изменчивости в эволюции и практической деятельности человека.
2. Описать не менее 10 видов комнатных растений, иллюстрирующих различные формы борьбы за существование. Какова их роль в процессе эволюции? Как человек использует их в своей практической деятельности?
3. Сравнить несколько влаголюбивых и засухоустойчивых комнатных растений. Установить, в чем выражается их приспособленность к среде обитания. Наблюдения отразить в таблице (табл. 2).
Таблица 2
п/п |
Название растения |
Стебель |
Лист |
Соцветие |
Цветок |
Плоды, семена |
Творческий учитель может подготовить карточки-задания с иным содержанием и использовать их для закрепления изученного материала и проверки знаний учащихся. Как пример предлагаем таблицу (табл. 3).
Таблица 3
п/п |
Название растения |
Наблюдаемые закономерности |
Значение их для эволюции |
Возможности использования их в практической дея- тельности человека |
Прочие статьи:
Особенности фонетико-фонематических расстройств у
дошкольников со стертой дизартрией
Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. Она часто сочетается с другими речевыми нарушениями, например, с заиканием, общим недоразвитием речи. В настоящее время эта речевая патология рассматривает ...
Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными
системами
Одним из важнейших направлений деятельности школы как организующего центра воспитания является объединение усилий школы, семьи и общественности. Школа яв-ся важнейшим социальным институтом, прямо и непосредственно осуществляющим воспитание детей и педагогическое управление семейным воспитанием. Еди ...
Методические особенности экологического образования детей в старшем
дошкольном возрасте
Эффективность экологического образования дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми. Их развитие и повышение уровня экологической образованности возможно в результате применения методики с учетом в ...