Характеристика диагностической программы и анализ результатов

Страница 1

Цель исследования:

выявление особенностей формирования активного словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.

В исследовании приняли участие 6 детей подготовительной к школе группы в возрасте 6 лет.

Для разработки программы диагностического обследования лексической стороны речи старших дошкольников, страдающих стертыми формами дизартрии, нами были использованы в адаптированном варианте материалы, опубликованные в работах Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Л.С. Волковой.

Разработанная диагностическая программа состоит из четырех блоков, каждый из которых включает в себя несколько заданий направленных на разностороннее исследование качественных и количественных характеристик активного словаря детей старшего дошкольного возраста, страдающих стертой формой дизартрии.

Обследование проводилось в индивидуальной форме с использованием различного дидактического материала.

Описание разработанной диагностической программы представлено в таблице 1.

Таблица 1. Программа диагностики особенностей формирования активного словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии

№ п/п

Диагностируемые параметры

Задания

1

Исследование активного словаря

Задание 1. Определение объема активного номинативного словаря.

Задание 2. Определение объема активного предикативного словаря.

Задание 3. Определение объема активного атрибутивного словаря

2

Исследование навыков словообразования

Задание 1. Образование уменьшительно - ласкательных существительных.

Задание 2. Образование прилагательных.

а) Образование относительных прилагательных.

б) Образование качественных прилагательных.

в) Образование притяжательных прилагательных.

Задание 3. Образование названий детенышей животных.

3

Исследование семантической структуры слова

Задание 1. Подбор синонимов к словам

Задание 2. Подбор антонимов к словам

I. Исследование активного словаря

Цель:

Определить объем активного словарного запаса.

Материал:

предметные картинки.

Задание 1. Определение объема активного номинативного словаря (подбор обобщающих слов)

Инструкция: "Назови предметы, одним словом"

Фрукты -

Овощи -

Деревья -

Цветы -

Ягоды -

Домашние животные -

Дикие животные -

Домашние птицы -

Дикие птицы -

Обувь -

Головные уборы -

Мебель -

Посуда -

Времена года -

Время суток -

Явления природы -

Транспорт -

Одежда -

Части тела человека -

Критерии оценки:

4 балла - все задания выполнены правильно.

3 балла - все задания выполнены в пределах 75%.

2 балла - все задания выполнены в пределах 50%.

1 балл - все задания выполнены в пределах 25%.

0 баллов - задания не выполнены.

Задание 2. Определение объема активного предикативного словаря

Инструкция 1: "Скажи, кто что делает?"

Лошадь -

Гусеница -

Птица -

Рыба -

Собака -

Повар -

Строитель -

Врач -

Продавец -

Солдат -

Учитель -

Инструкция 2: "Скажи, кто как подает голос?"

Голубь -

Лягушка -

Медведь -

Ворона -

Мышка -

Собака -

Курица -

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Создание положительного эмоционального фона на уроке
физический культура урок удовлетворенность Эмоциональный фон является важным фактором урока. Он возникает с момента ожидания учащимися урока физической культуры и существует на всем его протяжении. При этом эмоциональный настрой может изменяться по ходу урока в зависимости от самочувствия учащихся, ...

Основные закономерности социального развития детей старшего дошкольного возраста
Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой. В результате кризиса 3-х лет происходит психологическое отделение ребенка от взрослого, что создает предпосылки для создания н ...

Содержание деятельности учителя по формированию устойчивого навыка соблюдения речевых норм учащимися 5-6 классов основной общеобразовательной школы
Формированию у учащихся устойчивого навыка соблюдения речевых, в том числе и лексических норм, конечно, непосредственно способствует прежде всего учитель. Поэтому совершенствование качества подготовки школьных учителей русского языка, связанное с необходимостью научить учащихся правильно пользовать ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru