Цель исследования:
выявление особенностей формирования активного словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.
В исследовании приняли участие 6 детей подготовительной к школе группы в возрасте 6 лет.
Для разработки программы диагностического обследования лексической стороны речи старших дошкольников, страдающих стертыми формами дизартрии, нами были использованы в адаптированном варианте материалы, опубликованные в работах Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Л.С. Волковой.
Разработанная диагностическая программа состоит из четырех блоков, каждый из которых включает в себя несколько заданий направленных на разностороннее исследование качественных и количественных характеристик активного словаря детей старшего дошкольного возраста, страдающих стертой формой дизартрии.
Обследование проводилось в индивидуальной форме с использованием различного дидактического материала.
Описание разработанной диагностической программы представлено в таблице 1.
Таблица 1. Программа диагностики особенностей формирования активного словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии
№ п/п |
Диагностируемые параметры |
Задания |
1 |
Исследование активного словаря |
Задание 1. Определение объема активного номинативного словаря. Задание 2. Определение объема активного предикативного словаря. Задание 3. Определение объема активного атрибутивного словаря |
2 |
Исследование навыков словообразования |
Задание 1. Образование уменьшительно - ласкательных существительных. Задание 2. Образование прилагательных. а) Образование относительных прилагательных. б) Образование качественных прилагательных. в) Образование притяжательных прилагательных. Задание 3. Образование названий детенышей животных. |
3 |
Исследование семантической структуры слова |
Задание 1. Подбор синонимов к словам Задание 2. Подбор антонимов к словам |
I. Исследование активного словаря
Цель:
Определить объем активного словарного запаса.
Материал:
предметные картинки.
Задание 1. Определение объема активного номинативного словаря (подбор обобщающих слов)
Инструкция: "Назови предметы, одним словом"
Фрукты -
Овощи -
Деревья -
Цветы -
Ягоды -
Домашние животные -
Дикие животные -
Домашние птицы -
Дикие птицы -
Обувь -
Головные уборы -
Мебель -
Посуда -
Времена года -
Время суток -
Явления природы -
Транспорт -
Одежда -
Части тела человека -
Критерии оценки:
4 балла - все задания выполнены правильно.
3 балла - все задания выполнены в пределах 75%.
2 балла - все задания выполнены в пределах 50%.
1 балл - все задания выполнены в пределах 25%.
0 баллов - задания не выполнены.
Задание 2. Определение объема активного предикативного словаря
Инструкция 1: "Скажи, кто что делает?"
Лошадь -
Гусеница -
Птица -
Рыба -
Собака -
Повар -
Строитель -
Врач -
Продавец -
Солдат -
Учитель -
Инструкция 2: "Скажи, кто как подает голос?"
Голубь -
Лягушка -
Медведь -
Ворона -
Мышка -
Собака -
Курица -
Прочие статьи:
Диагностика и динамика навыков диалогического общения в
процессе организации культурно-досуговой деятельности на уроках английского
языка
Важной частью моей курсовой работы явилась разработка и проведение педагогического исследования. Хотелось получить более точные характеристики изучаемого педагогического явления (развития диалогических навыков), изучить его связь с другими явлениями и определить наиболее эффективные условия их испо ...
Учитель как субъект педагогической деятельности
Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности. Позиция педагога - это система тех интеллектуальных, волевых и эмоциона ...
Учебно-тематический план раздела «Художественная обработка ткани»
Учащиеся должны знать: - возможности техники вязания на спицах, материалы и инструменты; - свойства шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей; правила подбора спиц для вязания; - условные обозначения, применяемые при вязании на спицах; - технология вязания на двух и пяти спицах; - спосо ...