Основные подходы к изучению агрессии

Страница 5

Э. Фромм спорит с представителями "биологизаторского" подхода к изучению агрессии (в частности, З. Фрейдом и К. Лоренцом), полагая, что " .объяснение жестокости и деструктивности человека следует искать не в унаследованном от животных разрушительном инстинкте, а в тех факторах, которые отличают человека от его животных предков .". Таким образом, по Фромму, все реакции, способные вызвать физиологический эффект, не замкнуты фатально на прирожденных механизмах психики. Поэтому они могут и должны контролироваться и направляться человеческим сознанием.

Как видим, подобный взгляд отчасти сходен с психоаналитическим и бихевиоральным подходами, поскольку рассматривает агрессивную природу человека как врожденное качество, которое, однако, должно сдерживаться путем социализации, следования позитивному поведенческому образцу.

Психолингвистический подход к изучению сущности речевой агрессии

Поскольку предметом настоящего исследования является не феномен агрессии

вообще, а особая, присущая только человеку (как носителю языка) ее разновидность - агрессия вербальная, необходимо рассмотреть некоторые положения психолингвистической концепции, что поможет установить сущность вербальной агрессии, ее речемыслительные механизмы.

Опираясь на психологическую теорию деятельности (А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев) и пользуясь ее терминологией, акт речевой агрессии можно рассматривать как интериоризацию поступка, то есть "переход, в результате которого внешние по своей форме процессы .преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания; при этом они подвергаются специфической трансформации - обобщаются, вербализуются, сокращаются и, главное, становятся способными к дальнейшему развитию .". Иными словами, сущность явления речевой агрессии заключается в особом преобразовании внешних процессов (различные реакции на негативные эмоциональные раздражители) во внутренние, связанные с речемыслительной деятельностью, поскольку "важнейшей формой выражения эмоций у человека является речь".

При этом основной и характерной чертой речевых, в том числе и агрессивных, актов является их дуалистическая связь: с одной стороны, с рефлексами, присущими как животным, так и людям; и с другой стороны, - с высшими, свойственными только человеку, формами нервно-психической деятельности. На эту социально-биологическую связь речевых реакций указывает А.Р. Лурия: "Речевые реакции, являясь сложно нервно-психической деятельностью, опираются на интеллектуальные процессы и на прежний жизненный опыт ребенка, построенный по форме рефлекса".

В связи с этим, естественно, что вербальный и физический агрессивные акты имеют общие мотивы, механизмы и структуру. Так, П.Я. Гальперин обращает внимание на то, что "речевое действие строится как отражение материального действия. Для этого последнее .развертывается и шаг за шагом переносится в речевой план. Определенные термины и обороты языка связываются с определенными элементами и операциями материального действия, располагаются так, чтобы отобразить его течение". И далее: " .Перенесение действия в речевой план означает не только выражение действия в речи, но прежде всего речевое выполнение предметного действия - не только сообщение о действии, но действие в новой, речевой форме. Речь есть форма предметного действия, а не только сообщение о нем".

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Развитие методической науки в области внеклассного чтения
Кто должен естественно вызвать у «слушающего» мысли (заставлять думать!), чувства (возбуждая эмоции и вызывая переживания!), а также желание критические использовать полученный в процессе чтения – общения опыт в своей жизни? Только тот, кто «говорит» с читающим и слушающим языком книги. Но в процес ...

Процесс развития ребенка
Есть 2 точки зрения на процесс раз-я реб-ка в целом. Согласно одной –процесс непрерывен, согл-но др.-дискретен. 1ая допускает, что раз-ие идет не останавливаясь, не ускоряясь и не замедлясь, поэтому к-л чётких границ, отдел-х один этап раз-ия от др-го, несущ-ет. Согл-но 2ой точке зр. раз-ие идёт не ...

Понятия электронные средства учебного назначения
В начале 80-х годов XX в. К. Сиборг в докладе «Нация в опасности» указал, что базовой целью современного образования в США должна быть подготовка граждан к достижению успехов в информационном веке. Работа с современными техническими средствами порождает новый тип взаимодействия человека и машины, н ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru