Основные подходы к изучению агрессии

Страница 5

Э. Фромм спорит с представителями "биологизаторского" подхода к изучению агрессии (в частности, З. Фрейдом и К. Лоренцом), полагая, что " .объяснение жестокости и деструктивности человека следует искать не в унаследованном от животных разрушительном инстинкте, а в тех факторах, которые отличают человека от его животных предков .". Таким образом, по Фромму, все реакции, способные вызвать физиологический эффект, не замкнуты фатально на прирожденных механизмах психики. Поэтому они могут и должны контролироваться и направляться человеческим сознанием.

Как видим, подобный взгляд отчасти сходен с психоаналитическим и бихевиоральным подходами, поскольку рассматривает агрессивную природу человека как врожденное качество, которое, однако, должно сдерживаться путем социализации, следования позитивному поведенческому образцу.

Психолингвистический подход к изучению сущности речевой агрессии

Поскольку предметом настоящего исследования является не феномен агрессии

вообще, а особая, присущая только человеку (как носителю языка) ее разновидность - агрессия вербальная, необходимо рассмотреть некоторые положения психолингвистической концепции, что поможет установить сущность вербальной агрессии, ее речемыслительные механизмы.

Опираясь на психологическую теорию деятельности (А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев) и пользуясь ее терминологией, акт речевой агрессии можно рассматривать как интериоризацию поступка, то есть "переход, в результате которого внешние по своей форме процессы .преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания; при этом они подвергаются специфической трансформации - обобщаются, вербализуются, сокращаются и, главное, становятся способными к дальнейшему развитию .". Иными словами, сущность явления речевой агрессии заключается в особом преобразовании внешних процессов (различные реакции на негативные эмоциональные раздражители) во внутренние, связанные с речемыслительной деятельностью, поскольку "важнейшей формой выражения эмоций у человека является речь".

При этом основной и характерной чертой речевых, в том числе и агрессивных, актов является их дуалистическая связь: с одной стороны, с рефлексами, присущими как животным, так и людям; и с другой стороны, - с высшими, свойственными только человеку, формами нервно-психической деятельности. На эту социально-биологическую связь речевых реакций указывает А.Р. Лурия: "Речевые реакции, являясь сложно нервно-психической деятельностью, опираются на интеллектуальные процессы и на прежний жизненный опыт ребенка, построенный по форме рефлекса".

В связи с этим, естественно, что вербальный и физический агрессивные акты имеют общие мотивы, механизмы и структуру. Так, П.Я. Гальперин обращает внимание на то, что "речевое действие строится как отражение материального действия. Для этого последнее .развертывается и шаг за шагом переносится в речевой план. Определенные термины и обороты языка связываются с определенными элементами и операциями материального действия, располагаются так, чтобы отобразить его течение". И далее: " .Перенесение действия в речевой план означает не только выражение действия в речи, но прежде всего речевое выполнение предметного действия - не только сообщение о действии, но действие в новой, речевой форме. Речь есть форма предметного действия, а не только сообщение о нем".

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Развитие старшего дошкольника как субъекта творческой деятельности
Н.А.Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития, обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что ...

Психологическая характеристика периода взрослости
Впервые задачу, связанную с изучением периода взрослости, поставил в 1928 г. Н.А. Рыбников, который предложил называть этот раздел возрастной психологии «акмеологией» (от греч. «акме», что означает — апогей развития, точка его наивысшего роста, расцвета) — наукой о периоде расцвета всех жизненных с ...

Чтение – рассматривание как основной метод работы с книгой
На этот вопрос ответила специальная исследовательская работа, проведенная коллективом ученых под руководством Н.Н. Светловской. Было доказано, что общение ребенка с книгой имеет свои закономерности и работе с книгой нужно целенаправленно учить. Цель внеклассного чтения ученый обозначила следующим о ...

Меню сайта

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru