Основные подходы к изучению агрессии

Страница 4

Кроме того, в рамках теории социального научения были выделены три дихотомии для классификации агрессивного поведения: физическая- вербальная; активная / пассивная; направленная / ненаправленная (А. Басс). Такой дифференциальный подход к классификации агрессивных актов позволяет определить место вербальной агрессии среди других ее проявлений и выделить как общее, так и единичное в изучаемом феномене.

Важнейшим элементом теории социального научения является также положительное и отрицательное подкрепление, с помощью которого можно, в частности, контролировать агрессивное поведение. Положительное подкрепление - "событие, совпадающее с каким-либо действием и ведущее к увеличению вероятности повторного совершения этого действия": например, похвала, словесное выражение одобрения, положительной оценки учащихся учителем на уроке. Отрицательное подкрепление - "любое неприятное событие или стимул, действие которого можно прекратить или избежать, изменив поведение": например, порицание, словесное выражение неодобрения.

Таким образом, бихевиоральная концепция агрессии содержит следующие положения, имеющие важное значения для практического использования в настоящей работе: изучение природы агрессии человека на основании данных контролируемых лабораторных экспериментов; учет различных видов агрессии, в том числе - вербальных ее проявлений; определение роли негативной модели поведения, в частности - речевого. В связи с этим, многие ученые, в том числе российские исследователи детской агрессии (например, И.А. Фурманов, Л.М. Семенюк), считают теорию социального научения одной из наиболее эффективных в изучении агрессивного поведения.

С учетом целей нашего исследования, эта теория представляет особый интерес, поскольку является операциональной - содержит не только теоретическую основу для изучения вербальной агрессии в школьной речевой среде, но и позволяет вырабатывать практические способы воздействия на поведение ребенка с целью его формирования и коррекции.

В рамках сопоставительного анализа различных теорий агрессии нельзя не назвать работу Эриха Фромма "Анатомия человеческой деструктивности”, в которой предлагается своеобразный подход к изучаемой проблеме, основанный на сопоставлении описанных концепций. Так, после подробного анализа и указания противоречий и недостатков рассмотренных нами концепций агрессии, Фромм предлагает различать два совершенно разных вида агрессии - "доброкачественную" и "злокачественную".

Первая определяется как "реакция на угрозу витальным интересам индивида" , которая заложена в филогенезе, то есть обусловлена самой биологической природой человека. Это оборонительная агрессия, которая возникает спонтанно как реакция на угрозу, затухает с исчезновением опасности или угрозы для жизни и тем самым обуславливает выживание человеческого рода. "Злокачественная" агрессия, по Фромму, не встречается у животных, свойственна только человеку. Она не связана с сохранением жизни, приносит биологический вред и социальное разрушение. Это жестокость, деструктивность, в основе которых лежит не природный инстинкт, а некий человеческий потенциал, обусловленный психологическими и социальными факторами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Анализ системы профориентационной работы школы №84
В результате анализа документации по планированию и проведению профориентационной работы школы и беседы с педагогами-психологами школы нами были выделены ключевые цели, методы и содержание системы профориентационной работы школы. Система профориентационной работы школы анализировалась нами с точки ...

Логопедическая работа по преодолению нарушений словообразования и словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Целью формирующего эксперимента было развитие словообразования и словоизменения посредством дидактических игр При подборе дидактических игр учитывались возрастные особенности старших дошкольников. Материал формирующего эксперимента представлен ниже. Игры для закрепления формы множественного числа: ...

Трудовая колония «Бодрая жизнь»
Глубокого изучения достойна деятельность С. Т. Шацкого в созданной им в 1911 г. летней трудовой колонии «Бодрая жизнь». Там была продолжена разработка теории детского коллектива и самоуправления: выявление «некоторых закономерностей в развитии детского общества» (наст, изд., т. 1, с. 127), исследов ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru