Основные подходы к изучению агрессии

Страница 2

Проявление агрессии связывается с понятием иерархии (отношениями соподчинения) и явлением доминирования – стабильным асимметричным агонистическим взаимодействием. Агрессия рассматривается как основа доминирования, которое, в свою очередь, является следствием или "эпифеноменом" агрессии. Причина иерархии - конкуренция, связанная с борьбой за власть, общественное положение и признание, укрепление позиций в коллективе и т.п.

Агрессия может наблюдаться как внутри сообщества (борьба за лидерство), так и выходить за его пределы. Высмеивание детьми не принадлежащего их группе - пример вербальной агрессии, направленной наружу, на не-члена-группы.

В целом сторонники этологической концепции агрессии оптимистически оценивают возможности контроля над ее проявлениями в человеческом сообществе. Признание биологической природы агрессии не вынуждает признавать неспособность человека обуздать ее в себе и в обществе. "Связующее звено между животными и подлинно человечными людьми . - это мы!" - полагает К. Лоренц. Поэтому "вновь возникающие сегодня условия жизни человечества категорически требуют появления . тормозящего механизма, который запрещал бы проявления агрессии .".

Таким образом, этологическая концепция уделяет основное внимание не столько исследованию причин человеческой агрессии (агрессия рассматривается как спонтанная врожденная реакция), сколько ее поведенческим проявлениям (ситуациям, в которых она проявляется), а также способам нейтрализации или предотвращения агрессивного поведения.

Однако, сближаясь с теорий влечений в биологическом подходе к изучению агрессии, этологическая концепция не является прямым развитием идей З. Фрейда и отличается от его теории как методологией, так и направлением исследований. Если в рамках теории влечений страсть к разрушению противопоставлена сексуальности и жизни вообще, то, согласно этологическому подходу, агрессия способствует выживанию всего вида и отдельного индивида.

Психоаналитическая и этологическая концепции различны также в подходах и методах исследования природы агрессии. Если З. Фрейд и его последователи уделяют внимание главным образом организации психической деятельности человека, то ведущим методом этологии является скрупулезное описание целостного поведения в коммуникативных процессах, основанное на полевых наблюдениях и эксперименте.

Фрустрационная концепция агрессии

Непосредственно воззрения З. Фрейда получили развитие во фрустрационной концепции агрессии (основоположник – Дж. Доллард), которая является альтернативой инстинктивно-биологизаторскому подходу, рассматривая агрессивное поведение человека не как эволюционный, а как ситуативный процесс, а агрессию - не как автоматически возникающее в организме человека влечение, а как результат действия фрустраторов - непреодолимых барьеров на пути к достижению цели, удовлетворению потребностей, получению удовольствия, вызывающих состояние растерянности, или фрустрацию.

Схема "фрустрация-агрессия" базируется на четырех основных понятиях: агрессия, фрустрация, торможение и замещение. Агрессия рассматривается как следствие фрустрации. Торможение - "тенденция ограничить или свернуть действия из-за ожидаемых отрицательных последствий" (3, С.40), например, поведение ребенка, получившего в школе плохую отметку, который приходит домой с чувством вины и стремлением уединиться.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Анализ программных требований и диагностических методик по данной теме
В дошкольном учреждении уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно - гигиенических навыков. Во всех возрастных группах эта задача осуществляется в соответствии с программными требованиями. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знак ...

Типы классного руководства
Сейчас имеется несколько типов классного руководства: – учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя; – классный руководитель, преподающий отдельную школьную дисциплину, то есть имеющий минимальную учебную нагрузку. Их также называют классными дамами, кураторами (лат. ...

Основные принципы системы развивающего обучения
учебная инициатива младший школьник задача В последнее десятилетие теоретики и практики отечественного образования все больше внимания уделяют проблемам развивающего обучения. Им посвящены научные труды, их стремятся решать с помощью различных учебников и методических пособий. Вопросы интеллектуаль ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru