Основные подходы к изучению агрессии

Страница 2

Проявление агрессии связывается с понятием иерархии (отношениями соподчинения) и явлением доминирования – стабильным асимметричным агонистическим взаимодействием. Агрессия рассматривается как основа доминирования, которое, в свою очередь, является следствием или "эпифеноменом" агрессии. Причина иерархии - конкуренция, связанная с борьбой за власть, общественное положение и признание, укрепление позиций в коллективе и т.п.

Агрессия может наблюдаться как внутри сообщества (борьба за лидерство), так и выходить за его пределы. Высмеивание детьми не принадлежащего их группе - пример вербальной агрессии, направленной наружу, на не-члена-группы.

В целом сторонники этологической концепции агрессии оптимистически оценивают возможности контроля над ее проявлениями в человеческом сообществе. Признание биологической природы агрессии не вынуждает признавать неспособность человека обуздать ее в себе и в обществе. "Связующее звено между животными и подлинно человечными людьми . - это мы!" - полагает К. Лоренц. Поэтому "вновь возникающие сегодня условия жизни человечества категорически требуют появления . тормозящего механизма, который запрещал бы проявления агрессии .".

Таким образом, этологическая концепция уделяет основное внимание не столько исследованию причин человеческой агрессии (агрессия рассматривается как спонтанная врожденная реакция), сколько ее поведенческим проявлениям (ситуациям, в которых она проявляется), а также способам нейтрализации или предотвращения агрессивного поведения.

Однако, сближаясь с теорий влечений в биологическом подходе к изучению агрессии, этологическая концепция не является прямым развитием идей З. Фрейда и отличается от его теории как методологией, так и направлением исследований. Если в рамках теории влечений страсть к разрушению противопоставлена сексуальности и жизни вообще, то, согласно этологическому подходу, агрессия способствует выживанию всего вида и отдельного индивида.

Психоаналитическая и этологическая концепции различны также в подходах и методах исследования природы агрессии. Если З. Фрейд и его последователи уделяют внимание главным образом организации психической деятельности человека, то ведущим методом этологии является скрупулезное описание целостного поведения в коммуникативных процессах, основанное на полевых наблюдениях и эксперименте.

Фрустрационная концепция агрессии

Непосредственно воззрения З. Фрейда получили развитие во фрустрационной концепции агрессии (основоположник – Дж. Доллард), которая является альтернативой инстинктивно-биологизаторскому подходу, рассматривая агрессивное поведение человека не как эволюционный, а как ситуативный процесс, а агрессию - не как автоматически возникающее в организме человека влечение, а как результат действия фрустраторов - непреодолимых барьеров на пути к достижению цели, удовлетворению потребностей, получению удовольствия, вызывающих состояние растерянности, или фрустрацию.

Схема "фрустрация-агрессия" базируется на четырех основных понятиях: агрессия, фрустрация, торможение и замещение. Агрессия рассматривается как следствие фрустрации. Торможение - "тенденция ограничить или свернуть действия из-за ожидаемых отрицательных последствий" (3, С.40), например, поведение ребенка, получившего в школе плохую отметку, который приходит домой с чувством вины и стремлением уединиться.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Экологическое воспитание в процессе образования младших школьников
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Что ...

Обоснование творческого проекта в технике «Паласная вышивка»
Потребность творческого проекта в технике «Паласная вышивка» заключается в том, что ручное ковроделие очень тонкая, кропотливая работа, как тут не вспомнить замечательные слова В.А. Сухомлинского о том, что «истоки творческих способностей и дарований – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говор ...

Логопедия и ортодонтия
Являясь педагогической наукой, логопедия в то же время тесно связана и с науками медицинского цикла, без тесного содружества с которыми невозможно ни изучение, ни преодоление сколько-нибудь серьезных нарушений речи. Самым тесным образом логопедия связана со стоматологией: в логопедии широко использ ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru