Причины и последствия проявления речевой агрессии

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Причины и последствия проявления речевой агрессии

Страница 6

Вопрос об опасности и последствиях вербальной агрессии необходимо рассматривать и в собственно коммуникативном аспекте, поскольку сферой распространения вербальной агрессии является речевое общение.

А.А. Леонтьев выделяет три особенности речевого общения: интенциональность (наличие специфического мотива и цели); результативность (совпадение достигнутого результата с намеченной целью); нормативность (социальный контроль над протеканием и результатами акта общения).

Как показывают наши экспериментальные данные, а также теоретический анализ изучаемой проблемы, в речевом общении, отмеченном вербальной агрессией, данные условия либо нарушаются, либо не учитываются вообще. Так, в большинстве случаев наблюдается отсутствие контроля говорящего (говорящих) за собственными высказываниями. Доказательствами этого являются использование инвективы; нарушение интонации, тембра, темпа и других звуковых особенностей речи; отсутствие учета "фактора адресата".

Кроме того, опасность речевой агрессии заключается в том, что контроль над ее проявлениями, затрудняется "всеобщей вовлеченностью участников в атмосферу нарушенной гармонии". Иными словами, в ситуации речевой агрессии происходит стремительное нарастание эмоционального напряжения, которое захватывает практически всех, даже не имеющих агрессивных речевых намерений участников общения.

Ситуация речевой агрессии, характерной особенностью которой является крайняя неточность реализации целей общения, делает невозможным также и выполнение первых двух условий эффективного речевого общения - интенциональности и результативности. Происходит своеобразное смещение коммуникативного намерения говорящего, подмена или искажение первоначального речевого замысла. Так, например, спор, дискуссия, изначально имеющие позитивную коммуникативную направленность (поиск истины), в ряде случаев перерастают в ссору, целью которой становится уязвление оппонента.

Итак, вербальная агрессия препятствует реализации основных задач эффективного речевого общения: затрудняет полноценный обмен информацией, тормозит восприятие и понимание собеседниками друг друга, делает невозможной выработку общей стратегии взаимодействия. Поэтому всестороннее исследование речевой агрессии является сегодня необходимым условием, обеспечивающим коммуникативную безопасность отдельной личности и общества в целом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Прочие статьи:

Гуманистическая педагогика в профессиональном образовании
Профессиональное образования обычно рассматривается как овладение определёнными навыками по конкретной профессии и специальности. Однако, как показывает практика, в процессе профессионального образования обучаемый получает гораздо более широкой комплекс информации и навыков, а не только знания и кв ...

Методика организации программы «Будь здоров» в условиях ДОУ
Дошкольный возраст - самый поддающийся воздействиям период. В этом возрасте ребенок быстро обучается и усваивает. По опыту своей работы в МДОУ «Теремок» (ХМАО Ханты-Мансийский р-н с.Селиярово) мы убедились в необходимости поддержания и укрепления здоровья детей. На основании вышесказанного воспитат ...

Дизайн-проект интерьера игровой комнаты
Итак, мы сформулировали для себя задачу – разработать интерактивный, функциональный, удобный и практичный интерьер детской игровой комнаты младшей группы в ДОУ, который обладал бы эстетической привлекательностью, легко видоизменялся, отвечал санитарно-гигиеническим нормам, принятым в отношении дете ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru