Причины и последствия проявления речевой агрессии

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Причины и последствия проявления речевой агрессии

Страница 6

Вопрос об опасности и последствиях вербальной агрессии необходимо рассматривать и в собственно коммуникативном аспекте, поскольку сферой распространения вербальной агрессии является речевое общение.

А.А. Леонтьев выделяет три особенности речевого общения: интенциональность (наличие специфического мотива и цели); результативность (совпадение достигнутого результата с намеченной целью); нормативность (социальный контроль над протеканием и результатами акта общения).

Как показывают наши экспериментальные данные, а также теоретический анализ изучаемой проблемы, в речевом общении, отмеченном вербальной агрессией, данные условия либо нарушаются, либо не учитываются вообще. Так, в большинстве случаев наблюдается отсутствие контроля говорящего (говорящих) за собственными высказываниями. Доказательствами этого являются использование инвективы; нарушение интонации, тембра, темпа и других звуковых особенностей речи; отсутствие учета "фактора адресата".

Кроме того, опасность речевой агрессии заключается в том, что контроль над ее проявлениями, затрудняется "всеобщей вовлеченностью участников в атмосферу нарушенной гармонии". Иными словами, в ситуации речевой агрессии происходит стремительное нарастание эмоционального напряжения, которое захватывает практически всех, даже не имеющих агрессивных речевых намерений участников общения.

Ситуация речевой агрессии, характерной особенностью которой является крайняя неточность реализации целей общения, делает невозможным также и выполнение первых двух условий эффективного речевого общения - интенциональности и результативности. Происходит своеобразное смещение коммуникативного намерения говорящего, подмена или искажение первоначального речевого замысла. Так, например, спор, дискуссия, изначально имеющие позитивную коммуникативную направленность (поиск истины), в ряде случаев перерастают в ссору, целью которой становится уязвление оппонента.

Итак, вербальная агрессия препятствует реализации основных задач эффективного речевого общения: затрудняет полноценный обмен информацией, тормозит восприятие и понимание собеседниками друг друга, делает невозможной выработку общей стратегии взаимодействия. Поэтому всестороннее исследование речевой агрессии является сегодня необходимым условием, обеспечивающим коммуникативную безопасность отдельной личности и общества в целом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Прочие статьи:

Проблема личностной зрелости и самоактуализации в теории А. Маслоу
Можно сказать, что к середине XX века состояние психологии было таковым, что главной особенностью большинства ее направлений был предельный прагматизм, внимание исследователей было сосредоточено на механизмах адаптации, приспособления к той реальности, в которой живет человек. Теории принципиально ...

Задачи коррекционно-педагогической работы и ее основные направления
Одной из основных задач дошкольного воспитания детей с нарушенным слухом является формирование у них словесной речи, в том числе и устной: ее восприятия на слухо-зрительной и слуховой основе и воспроизведения (произношения). Особенно важное значение имеет раннее начало лечебно-коррекционной работы. ...

Методические разработкимероприятий по повышению экологической культуры младших школьников
Как известно, воспитание в широком смысле слова – это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания. Обучение же – это процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование человека. На уроке решаются три задачи: обра ...

Меню сайта

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru