Причины и последствия проявления речевой агрессии

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Причины и последствия проявления речевой агрессии

Страница 6

Вопрос об опасности и последствиях вербальной агрессии необходимо рассматривать и в собственно коммуникативном аспекте, поскольку сферой распространения вербальной агрессии является речевое общение.

А.А. Леонтьев выделяет три особенности речевого общения: интенциональность (наличие специфического мотива и цели); результативность (совпадение достигнутого результата с намеченной целью); нормативность (социальный контроль над протеканием и результатами акта общения).

Как показывают наши экспериментальные данные, а также теоретический анализ изучаемой проблемы, в речевом общении, отмеченном вербальной агрессией, данные условия либо нарушаются, либо не учитываются вообще. Так, в большинстве случаев наблюдается отсутствие контроля говорящего (говорящих) за собственными высказываниями. Доказательствами этого являются использование инвективы; нарушение интонации, тембра, темпа и других звуковых особенностей речи; отсутствие учета "фактора адресата".

Кроме того, опасность речевой агрессии заключается в том, что контроль над ее проявлениями, затрудняется "всеобщей вовлеченностью участников в атмосферу нарушенной гармонии". Иными словами, в ситуации речевой агрессии происходит стремительное нарастание эмоционального напряжения, которое захватывает практически всех, даже не имеющих агрессивных речевых намерений участников общения.

Ситуация речевой агрессии, характерной особенностью которой является крайняя неточность реализации целей общения, делает невозможным также и выполнение первых двух условий эффективного речевого общения - интенциональности и результативности. Происходит своеобразное смещение коммуникативного намерения говорящего, подмена или искажение первоначального речевого замысла. Так, например, спор, дискуссия, изначально имеющие позитивную коммуникативную направленность (поиск истины), в ряде случаев перерастают в ссору, целью которой становится уязвление оппонента.

Итак, вербальная агрессия препятствует реализации основных задач эффективного речевого общения: затрудняет полноценный обмен информацией, тормозит восприятие и понимание собеседниками друг друга, делает невозможной выработку общей стратегии взаимодействия. Поэтому всестороннее исследование речевой агрессии является сегодня необходимым условием, обеспечивающим коммуникативную безопасность отдельной личности и общества в целом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Прочие статьи:

Основные экономические показатели эффективности
Экономический эффект – это результат труда человека в процессе производства материальных благ. Но эффект сам по себе недостаточно характеризует деятельность человека. Для более полной ее характеристики, важно знать, какими затратами получен этот эффект, т.е. во что обошелся результат. Одинаковые за ...

Чувство музыкального ритма
Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, н ...

Развитие методической науки в области внеклассного чтения
Кто должен естественно вызвать у «слушающего» мысли (заставлять думать!), чувства (возбуждая эмоции и вызывая переживания!), а также желание критические использовать полученный в процессе чтения – общения опыт в своей жизни? Только тот, кто «говорит» с читающим и слушающим языком книги. Но в процес ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru