Причины и последствия проявления речевой агрессии

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Причины и последствия проявления речевой агрессии

Страница 4

2. Обострение в подростковом возрасте психологического дискомфорта при попадании в ситуацию фрустрации и более частое создание таких ситуаций (подробно - см. анализ фрустрационной концепции агрессии).

3. Временная гиперфункция или гипофункция одного из уровней базальной системы эмоциональной регуляции:

- Гиперфункция уровня стереотипов, который характеризуется возникновением примитивной эмоциональной избирательности в контакте с окружающим, стереотипностью поведенческих реакций, яркой окрашенностью эмоциональных переживаний удовольствием или неудовольствием. При гиперфункции этого уровня происходит "увеличение активности в удовлетворении потребностей и, как следствие, фиксация на отрицательных впечатлениях, их слишком острое переживание", что может провоцировать агрессию, в частности вербальную.

- Гиперфункция уровня экспансии, особенностями которого являются развитие уровня притязаний, создание опыта успехов и поражений, восприятие гнева и агрессии как угрозы существованию субъекта. Именно на этом уровне "агрессивные проявления входят в состав возможных способов аффективной адаптации к окружающему" и приобретают форму более сложного целенаправленного поведения. Поэтому в случае гиперфункции этого уровня возрастает потребность в драматизации отношений с миром и, следовательно, склонность к ссорам, конфликтам, агрессивным высказываниям.

- Гипофункция уровня эмоционального контроля, "отвечающего за разрешение сложных этологических задач организации жизни индивида в обществе", налаживание эмоционального взаимодействия с другими людьми, формирование умения сопереживать другому человеку (эмпатики). При ослаблении этого уровня наблюдается и ослабление влияния социальной приемлемости, правильности форм поведения, что, в свою очередь, тоже приводит к проявлениям вербальной агрессии, которая начинает восприниматься говорящим адекватная реакция (например, на замечание) или как оправданная и целесообразная речевая тактика (например, в ситуации спора, дискуссии).

Основные биологические причины агрессии вообще и вербальной агрессии в частности (врожденность агрессивности, стремление к доминированию как неотъемлемые и необходимые качества активности и адаптивности личности) подробно рассмотрены в разделе 1.1.

В целом анализ причин речевой агрессии в аспекте настоящего исследования можно представить в виде следующей схемы:

Рассмотрим теперь основные мотивы, вызывающие или провоцирующие вербальную агрессию в конкретных речевых ситуациях. При этом следует отметить многообразие этих мотивов, обусловленное, в свою очередь практически неограниченным числом возможных коммуникативных ситуаций; существование в научной литературе различных подходов к анализу мотивов речевой деятельности и речевого поведения. Все это не позволяет классифицировать мотивы речевой агрессии на едином основании.

Так, А.Н. Леонтьев связывает понятие "мотив" с понятием "потребность" и выделяет основные мотивы речевой деятельности с точки зрения степени их личностной значимости, важности для субъекта: смыслообразующие мотивы, которые, "побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл" ; мотивы-стимулы, играющие "роль побудительных факторов"; порой остро эмоциональны, аффективны, лишены смыслообразующей функции.

Согласно предложенной А.Н. Леонтьевым классификации, можно гипотетически предположить, что основными мотивами проявления вербальной агрессии в конкретных речевых ситуациях будут мотивы, связанные со следующими потребностями детей:

- потребность в самоутверждении: протест против гиперопеки и ограничения свободы со стороны взрослых; потребность в самостоятельности, независимости; стремление к достижению авторитетного положения в детском коллективе и др.;

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Особенности поведения детей в период адаптации
Не все дети при поступлении в группу плачут. Многие приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, самостоятельно находят занятие. Другие делают это с меньшей уверенностью, но тоже не проявляют особого беспокойства. Они внимательно наблюдают за воспитательницей, выполняют предлож ...

Использование различных видов дидактических игр в развитии активного словаря старших дошкольников
В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.), настольные печатные игры и словесные игры. Следует отметить, что все эти игры можно успешно использовать для активизации словаря дошкольников. Игры с предметами наиб ...

Из опыта работы учителей по использованию многозначных чисел в обучении математике младших школьников
Изучая опыт работы учителей по журналам "Начальная школа", "Башkортостан уkытыусыhы", методических разработок, нашли много примеров по использовании многозначных чисел в обучении. Например: в журнале "Начальная школа" учительница начальных классов Оксана Вышарь из г. К ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru