Распространению вербальной агрессии способствуют также популярность жанров боевика и триллера в современных литературе и кинематографе с соответствующими моделями речевого поведения персонажей и набором словесных клише; компьютерные игры и музыка агрессивной направленности; нездоровый интерес к подробностям преступлений, связанных с агрессией в прессе и т.п.
Как справедливо полагает В.Г. Костомаров, "элемент игры, раскованности, панибратства проникает в изложение трагических событий, свидетельствуя не только о несостоятельности автора, о его дурном индивидуальном вкусе и плохих манерах, но и о торжествующей стилистической тенденции". Пример: "За полтора часа до убийства отца сынок перочинным ножом уже успел тяжело ранить собутыльника, с которым коротал рождественский вечерок. Тем же ножичком он и порешил родного папульку".
Кроме того, по данным исследований В.И. Жельвиса, в последние пять-семь лет многие не только зарубежные, но и российские СМИ "культивируют инвективизацию речи" - неоправданное употребление бранных слов и выражений. Данное положение подтверждают и исследования В.Г. Костомарова. В своей работе "Языковой вкус эпохи" он приводит многочисленные примеры того, как ""непечатное слово" сегодня просто рвется на страницы ряда "демократически-свободных" независимых газет" . При этом нельзя не согласиться, что "за вкусом к беспредельной свободе выражения, за фамильярной развязностью тона, который в моде, часто скрывается духовный нигилизм, утрата исторической памяти и уважения к отечеству".
3. Утрата или ослабление в связи с длительными социальными потрясениями механизмов, традиционно сдерживавших проявления речевой агрессии. Например, в русской традиционной культуре прошлых веков такую роль играли:
а) религиозные представления - с одной стороны, культ Слова в христианской этике ("Вначале было слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог .", Иоанн. I, 1-5); с другой - народные верования: например, боясь лешего, не ругались в лесу; у русских крестьян считалось опасным бранить детей, ибо на том свете они отвернутся от родителей; по поверию, в дом, где люди бранятся и ругаются, проникают бесы и т.п.;
б) более строгое соблюдение норм речевого этикета;
в) категория чести и связанный и ней механизм дуэли.
Последний имел особенно сильное воздействие на языковое сознание, поскольку, как справедливо отмечает А.К. Михальская, "самим своим существованием делал речевую агрессию .настолько опасной , что в общем грубые и открытые формы речевой агрессии использовались ограниченно". Подробно сущность и механизм дуэли рассматривается Ю.М. Лотманом.
Социальные предпосылки широкого распространения вербальной агрессии в современном мире во многом определяют и собственно коммуникативные причины проявления этого феномена, среди которых прежде всего необходимо, на наш взгляд, выделить следующие:
1. Некоторые тенденции развития современного русского литературного языка, которые В.Г. Костомаров определяет таким образом:
- "Если нормальное развитие нормы обеспечивается равнодействием сохранности традиции и коммуникативной целесообразности, то сегодня влияние первой ослаблено, а вторая преувеличена и часто понимается искаженно".
- "Сближение стилей литературного языка, по природе своей книжного даже при устной форме реализации, с раскованной разговорной речью…"
Этим во многом объясняется тот факт, что в последнее время "журналисты, особенно в молодежных газетах, …сознательно культивируют "огрубевший русский язык", который "подкупает своей реалистичностью" и "раздвигает круг читателей""
Прочие статьи:
Развитие грамматического строя в онтогенезе
Развитие грамматического строя в онтогенезе описано в работах многих авторов: А.Н. Гвоздева, Т.Н. Ушакова, А.М. Шахнаровича, Д.Б. Эльконина и др. В работах А.Н. Гвоздева с учетом тесного взаимодействия морфологической и синтаксической системы языка выделяются следующие три периода формирования грам ...
Память, одна из составляющих в дидактических играх
Память представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию. Неполадки на каждом из этих уровней могут вызвать затруднения в обучении. При проведении занятий с ребенком необходимо учитывать не только физиологический аспект функ ...
Характеристика самостоятельной познавательной деятельности
Активизация мыслительной деятельности на занятиях по формированию элементарных математических представлений путем разнообразных средств и приемов ведет к развитию самостоятельности, формированию активной позиции ребенка в учении. Показателями мыслительной активности на занятиях по формированию элем ...